Доминик Стросс-Кан: практика МВФ, основанная на Вашингтонском консенсусе, являлась порочной и деструктивной

0
1360

Сегодня эти “матры” повторяют наши доморощенные либералы:

“Не хотим ничего сказать дурного, но как-то уж очень совпало обвинение в сексуальных домогательствах Стросс-Кана и его радикально-революционная критика деятельности МВФ того времени, с которой он как директор, можно так сказать, «столкнулся» очень близко.

Поэтому нам представляется интересным вернутся к анализу его речи, основные тезисы которой изложены в его статье представляются нам актуальными и сегодня.

Итак, что же он там написал? А написал он, что «до кризиса (мирового экономического кризиса 2007 года, прим. авторов статьи) мы думали, что хорошо умеем управлять экономикой. … «Вашингтонский консенсус» имел ряд основных мантр. Простые правила денежно-кредитной и фискальной политики гарантировали б стабильность. Дерегуляция и приватизация дадут толчок экономическому росту и процветанию. Финансовые рынки будут направлять ресурсы в наиболее продуктивные области и эффективно себя контролировать. И растущая волна глобализации поднимет все лодки.

Это все рухнуло с кризисом. Вашингтонский консенсус сейчас позади. Задача, стоящая перед нами, состоит в том, чтобы восстановить основы стабильности, сделать так, чтобы они выдержали испытание временем, и чтобы следующий этап глобализации работал для всех. Это восстановление имеет три основных области: новый подход к экономическим политикам, новый подход к социальной сплоченности и новый подход к сотрудничеству и многосторонности». Конец цитаты.

Доминик Стросс-Кан в своей статье, которая является сжатым изложением сказанного им в исторической полуторачасовой речи с трибуны МВФ 3 апреля 2011 года, пишет, что практика МВФ, основанная на Вашингтонском консенсусе (далее — ВК), являлась по сути порочной и деструктивной, что и явилось причиной мирового экономического кризиса. Дерегуляция национальных экономик (нобелевский лауреат по экономике Дуглас Норт пишет, что развитые экономики характеризуются профессиональными и многочисленными бюрократическими аппаратами), и приватизация госкомпаний, основные мантры ВК, никак не привели к повышению эффективности экономик развивающихся стран, как предполагала это классическая экономическая теория, на которой и основан ВК. А наоборот способствовали возникновению нестабильности в мировом экономическом развитии, что и привело потом к мировому экономическому кризису.

Почему эти его слова важны сегодня? А потому, что у нас в Украине воплощались, и сегодня воплощаются в жизнь, опять же все те постулаты ВК, которые и подвергал критике директор МВФ — Доминик Стросс-Кан. Опять у нас в ходу тезисы, что экономика Украины плохо развивается, потому что мы избыточно зарегулированы государственными органами, и еще пока приватизировали недостаточное количество госкомпаний. И вот когда настанет час, и мы откажемся от какого бы то ни было госрегулирования, и приватизируем все госкомпании, у нас начнется мощный экономический бум. Как мы видим, что на самом деле –это совсем не так. ВК, как писал Стросс-Кан должен был еще в 2011 году «остаться позади», но он далеко не позади, а впереди и продолжает доминировать, как основная идеологема в умах наших реформаторов (государственных чиновников и экспертов), несмотря ни на что.

Идем дальше. Стросс-Кан пишет, что «новое глобальное управление также должно уделять больше внимания социальной сплоченности. … старая модель глобализации многого принесла, избавив сотни миллионов людей от бедности. Но у этой глобализации была темная сторона — большая и растущая пропасть между богатыми и бедными. В то время как глобализация торговли связана с меньшим неравенством, финансовая глобализация — большая история последних лет — усилила его». Конец цитаты.

Т.е. расслоение людей на социальные страты очень богатых и очень бедных, по мнению Стросс-Кана, есть прямое следствие финансовой глобализации, которой мы почему-то так рады уже 27 лет. Выгоды от этой финансовой глобализации получили очень немногие украинцы. Мы не получили всех выгод, которые как бы должны были получить, после того как мы открылись миру после 1991 года, и многие украинцы сегодня вынуждены искать работу за рубежом.

Поэтому далее Строс-Кан пишет, что «нам нужна новая форма глобализации, более справедливая форма глобализации, глобализация с более человеческим лицом. Преимущества роста должны быть широко распространены, а не захвачены немногими привилегированными. В то время как рынок должен оставаться в центре внимания, невидимая рука не должна становиться невидимым кулаком». Конец цитаты.

Вот так жестко высказывается Стросс-Кан о прелестях дикого, свободного, нерегулируемого капитализма- laissez faire. Оказывается, «невидимая рука» Адама Смита не только благо, но может и «дать кулаком по лицу».

Несмотря на то, пишет Стросс-Кан, что «кризис преподал нам много уроков, но величайшим уроком является то, что сотрудничество не подлежит обсуждению для стабильности. … Глобальная экономика просто слишком взаимосвязана, чтобы позволить узким национальным интересам преобладать. …Великие вызовы настоящего требуют коллективного решения. Подумайте о восстановлении баланса между мировым ростом. Страны, которые имели внешний дефицит, должны больше полагаться на внешний спрос. Страны с профицитом должны идти в противоположном направлении, переходя от внешнего спроса к внутреннему. Это означает ставить на первое место глобальные интересы, что в конечном итоге отвечает национальным интересам». Конец цитаты.

Т.е. по мнению Стросс-Кана, Украине как стране с огромным внешним финансовым дефицитом, следовало бы стать экспортно-ориентированной экономикой не только в области международной торговли сырьем и продукцией сельского хозяйства, но и торговлей продукцией высоких переделов. Потому что в силу высокой маржинальности торговли технологичными товарами- это более выгодно, так как быстрее сократит нашу задолженность миру.

Далее Стросс-Кан продолжает напоминать нам, что «задача, с которой мы сталкиваемся сегодня, не нова. Еще в 1933 году Джон Мейнард Кейнс, один из отцов-основателей МВФ, писал следующее: «Декадентский международный, но индивидуалистический капитализм, в руках которого мы оказались после войны, не является успехом. Это не разумно. Это не красиво. Это не просто так. Это не добродетельно. И это не производит блага. Короче говоря, нам это не нравится, и мы начинаем его презирать. Но когда мы задаемся вопросом, что поставить на его место, мы крайне озадачены».

Сегодня мы сталкиваемся с устрашающе похожими проблемами. Мы восстанавливаемся после устрашающе схожих обстоятельств, с устрашающе схожими корнями. И все же послевоенные институты оказались устойчивыми, что привело к продолжительному периоду мира и процветания, сотрудничества и стабильности.

МВФ родился в этом мире. Он был рожден в мире, где многосторонность имела значение. Он родился в мире, где выгоды роста были широко распространены. Он родился в мире, где государство и рынок дополняли и уравновешивали друг друга». Конец цитаты.

Т.е. Стросс-Кан пишет, что МВФ отказалась (нифига себе!!! — прим. авторов статьи) от той идеологии, на которой его отец-основатель Джон Мейнард Кейнс задумывал МВФ. Что можно сказать по этому поводу? Может тогда (если мы хотим, конечно, развивать нашу экономику, а не просто проедать кредиты МВФ), нам уже не надо прислушиваться к советам экспертов МВФ, основанных на постулатах порочного ВК? Раз они уже сами не следуют предписаниям великого экономиста 20-века лорда Кейнса?

Поэтому, пишет Стросс-Кан, «наша задача сегодня — восстановить такой мир (Кейнс был за глобализацию в торговле товарами и услугами, но был против бесконтрольной финансовой глобализации). Очевидно, мы не хотим возвращаться в 1940-е годы. Мы не хотим возвращаться ко времени, когда небольшое количество стран доминировало. Мы не хотим отворачиваться от открытости. Но мы можем вернуться к принципам, на которых была построена эта послевоенная экономика. Мы можем позаимствовать у прошлого, чтобы достичь будущего.

Многие из вас здесь — будущие лидеры. Спросите себя: в каком мире вы хотите жить? Конечно, тот, который более умныйболее справедливый и более добродетельный, чем старый». Конец цитаты и статьи.

Безусловно после таких слов Стросс-Кана, подрывающих доверие в мире к такому важному институту как МВФ, что-то должно было произойти, и это (сексуальный скандал) произошло отеле Нью-Йорка, где проживал тогда Доминик Стросс-Кан. На наш взгляд, «дело Стросс-Кана» косвенно показало, что его критика была весьма и весьма обоснована, поэтому игроки финансового капитализма, заинтересованные в том, чтобы всё оставалось по-прежнему и ничего не менялось, нанесли «ответный удар».

У Эрнеста Хемингуэя есть рассказ, в котором герой рассказа — Френсис Маккомбер, состоятельный американец, приехавший со своей женой на сафари в Африку, преодолевает свой страх диких животных, и говорит Роберту Уилсону, профессиональному охотнику, который подрядился сопровождать его на охоте следующие слова:

«Знаете, я бы с удовольствием ещё раз поохотился на льва, — сказал Макомбер. — Я их теперь совсем не боюсь. В конце концов, что они могут сделать? — Правильно, — сказал Уилсон. — В худшем случае убьют вас. Как это у Шекспира? Очень хорошее место. Сейчас вспомню. Ах, очень хорошее место. Одно время я постоянно его повторял. Ну-ка, попробую: «Мне, честное слово, всё равно; смерти не миновать, нужно же заплатить дань смерти. И, во всяком случае, тот, кто умер в этом году, избавлен от смерти в следующем» Хорошо, а?»

Доминик Стросс-Кан дорого заплатил за то, что, как и Френсис Маккомбер избавился от страха, и сказал мировому финансовому истеблишменту всю неприкрытую правду о его негативной роли в мировом экономическом развитии. Правда он не был застрелен своей женой, как Френсис Маккомбер, герой рассказа Эрнеста Хемингуэя; но тоже женщина, пусть горничная, также сыграла в его карьере решающую роль: политически Стросс-Кан был все-таки уничтожен.

Новой украинской политической администрации следует сделать выводы из этой истории (во всех смыслах). Нельзя некритически подходить к рекомендациям, которые нам дают из-за рубежа их «видные» экономисты и чиновники МВФ и других финансовых институтов. Они и сами не всегда знают и понимают, как именно достигать экономического развития и роста, несмотря при этом, что они гораздо раньше нас, как страны, исторически вступили на путь рыночной экономики. Некоторые рецепты их развития, там уже благополучно забыты ими самими, а их советы нам, во многом напоминают советы по воспроизводству некоего карго-культа от шамана из Океании: приватизируйте всё и дерегулируйте всё, и будет вам радость! Как мы увидели из почти эпической истории о Доминике Стросс-Кане, это, мягко говоря, далеко не совсем так.

Добавить комментарий