Капитализм превратил Америку в «Советы». История инсулина

Как американцы встали перед выбором «кошелек или жизнь»?

0
2388

Как американцы встали перед выбором «кошелек или жизнь»?

В одной из беднейших и раздираемых войной стран мира, мой дед мог позволить себе инсулин. А американцы сегодня – не могут. В чем причина?

Как случилось, что им приходится экономить на инсулине, как и на многом другом, что относится к базовым потребностям – здоровью, образованию и еде. Часто становясь перед сложным выбором: химиотерапия или ипотека? Хирургическая операция или колледж для ребенка? Процент по кредиту, здравоохранение или крыша над головой?

Вспомните, в какой еще современной системе люди были бедны и постоянно экономили, не в состоянии обеспечить свои основные потребности. Советский Союз. Америка превратилась в Советы, друзья. Какая ирония…

На примере инсулина, я покажу как капитализм приводит к нищете и дефициту, нормированию в стиле СССР, а не сказочному богатству, как обещают американские экономисты, обходя при этом главный вопрос – что же на самом деле приводит к более высоким жизненным стандартам?

Разбитая мечта о дешевом инсулине

Инсулин был изобретен в начале 1900-х годов. Обнаружившие его ученые быстро продали свой патент Университету Торонто за 3 доллара, по одному доллару для каждого. Зачем? Они испугались… Испугались, что этот жизненно важный препарат запатентует кто-то другой и положит «под сукно». Университет впоследствии лицензировал его для фармацевтических компаний, без роялти, и опубликовал все улучшения в оригинальной формулировке!

(Обратите внимание – эти действия уже тогда основывались на наивном представлении о капитализме – «мы лицензируем, они произведут, рынок определит цену и у больного каждого будет доступный инсулин». Никто, похоже, не задумался, а хорошая ли это идея? История инсулина могла быть совсем иной, если бы в лицензии предусмотрели потолок цены, установив, что стоимость препарата не может расти быстрее, чем инфляция. Предполагалось, что капитализм, «слегка управляемый», даст каждому дешевый инсулин в изобилии. Но что-то пошло не так…)

В 1971 году капсула инсулина стоила 2 доллара. Сегодня цена находится где-то между 2-300 долларов . Знаете, сколько стоит ее производство? Примерно 5 долларов. Иногда и меньше. Этот сумасшедший взлет подобен гиперинфляции – то, за что американские эксперты высмеивают бедные страны, такие как Венесуэла. А когда это случается с американцами, предпочитают молчать. Молчать о том, почему не каждый американец сегодня позволить себе такую «роскошь» как инсулин. А если и может, то «затянув пояса», экономя на чем-то другом. Не спасает даже при наличии Medicare, потому что инсулин попадает в «пробелы в покрытии», и «франшизы» настолько высоки. Позднее я вернусь к этим моментам. Давайте посмотрим, отчего влетела цена на инсулин. И что это говорит нам о капитализме?

Почему взлетела цена?

Корпорации поступили хитро. Вместо того, чтобы сказать: «Круто! Дадим каждому дешевый и качественный инсулин в изобилии»  они начали изобретать «улучшенные формулы», чтобы снова запатентовать их! Инсулин является естественным гормоном – и вы, по сути, уже не можете ничего в нем улучшить. Cегодня даже некоторые диабетики жалуются, что натуральный, а не синтетический, инсулин – это лучшее, что у них было, однако они больше не могут его купить, так как он «не выгоден» для производителей. Вернее – не так выгоден, как «улучшенные» разновидности. Каждый раз, когда истекает срок действия патента, фармацевтические компании снова «улучшают» инсулин, патентуют новую формулу, перестают производить старую и повышают цену. Бум! Инсулин снова взлетает в цене на два порядка на несколько десятилетий.

Поняли, что на самом деле произошло? Мы имеем дело с тем, что американские экономисты всегда высмеивали – «плановая экономика». Они говорили, что капитализм похож на сказку – избавленные от регулирования рынки сбалансируются, цена товара уравновесится в соответствии со спросом и предложением, а не будет установлена в ручном режиме, как в плановой экономике. Однако, в реальном мире капитализм так не работает. Он состоит из корпорации, в которой владельцы и директора проводят собрания и формируют «стратегии» на следующий год, квартал, десять или более лет: они централизованно планируют. Если вы когда-либо работали в этой системе, то знаете, что это правда. Но в отличие от, скажем, NHS или каких-либо социальных институтов, корпорации имеют нулевую мотивацию к планированию общественных интересов и благ. Их интересует рост только собственных доходов любыми доступными средствами. Другими словами, капитализм, как и социализм, также основан на постоянном централизованном планировании. Идея, что может существовать некая саморегулирующаяся экономика, где никто ничего не планирует – это сказка для простаков.

Фармацевтические компании – не исключение: как и другие, они планируют свою деятельность на перспективу. И что же они «напланировали» в нашем случае? Нет, конечно не дешевый и доступный инсулин для всех и каждого. Вместо этого они составили план – умный и хитрый – максимального увеличения своей прибыли, создав бессрочную монополию. А как вы хотели? Капиталисты вообще не заинтересованы дать рынкам диктовать свои условия и цены, которые, согласно классикам, формируются на основе предложения и спроса. Капиталисты не хотят подчинаться рыночным ценам – они хотят их устанавливать! Это развенчание второго мифа о капитализме – что якобы капиталист  благороден и заинтересован в предоставлении людям больших благ лучшего качества по рыночной цене, а не максимизации собственных прибылей.

Что было дальше? А начало происходить нечто очень странное. Увеличение «конкуренции» и числа «инноваций» в сфере производства инсулина не приводило к понижению цены – цена только росла! Новые формы не становились дешевле предыдущих. И вот он, третий миф капиталистической сказки: в нем говорится, что увеличение конкуренции и инноваций заставят капиталистов продавать продукты чуть выше издержек на их производство. Но в реальном мире эти возможности можно также легко использовать для максимизации прибылей, будь то в образовании, финансах, средствах массовой информации и, конечно же, в здравоохранении.

И, соответственно, четвертый миф о капитализме – это то, что капиталисты – это миллионы скромных трудяг, которые честно выполняя свою работу и конкурируя друг с другом, создают продукты лучшего качества за оптимальную цену. Нет, обычно это работает как «победитель получает всё» – а именно – монополии, которые требуют постоянного контроля со стороны общества и правительств, чтобы держать их в узде.

У нас есть сложившийся стереотип о таком себе «семейном капитализме», который мы подразумеваем в бытовом общении с коллегами и друзьями. Но эта крайне недостижимая цель, и нам не стоит полагаться на мифические «саморегулирующиеся рынки», особенно, когда речь идет о здоровье и жизнях людей. Пример инсулина красноречиво показывает, что капитализм имеет естественную тенденцию к монополии.

И это подводит нас к пятому мифу «капиталистической утопии». А мог ли такой продукт как инсулин быть создан простыми умельцами, которые открыли и произвели бы его в домашних условиях, в подтверждение капиталистического мифа о постоянном стремлении к совершенству и идеальной конкуренции? Конечно нет, это трудоемкая и затратная научная работа. Чтобы синтезировать подобный продукт из органов животных, нужны финансы и научный потенциал, который есть только у корпораций (и государства). Поэтому Университет Торонто и передал им лицензию бесплатно. Но то, что у корпорации есть ресурсы для создания общественных благ, не означает, что они будут предоставлять эти блага обществу по справедливой, эффективной или разумной цене. Или даже создавать их в принципе с этой целью. На деле, капиталист будет вполне счастлив забрать у вас всё, что вы имеете, в обмен на продукт самого низкого качества, если обстоятельства не вынудят его к большему.

Поскольку только крупные компании имели возможность организации производства инсулина, они превратили это преимущество в систему монополий, которая длилась более века, но предлагала рынку инсулин плохого качества, постоянно взвинчивая при этом цены.

Вот где Америка сейчас благодаря капитализму и святой вере в «свободные рынки». Кульминацией этой ошибки стало не массовое процветание и изобилие, а новый вид нищеты, когда люди вынуждены ограничивать себя в базовых товарах и услугах, искусственно поддерживаемых в дефиците. Американский народ вынужден нести бремя хищнических цен на самые основные потребности – здравоохранение, образование, питание, энергетику, финансы, жилье – все, что можно легко обеспечить по доступной цене в разумных рамках. Но не при капитализме.

К чему мы пришли?

Средний американец надломлен. 80% живет от зарплаты до зарплаты. 70% – отложив не более 1000 долларов на экстренный случай. Где еще подобным образом складывалась жизнь у людей? Советский Союз. Нормирование, нищета, низкая мобильность. Разочарование и упадок. Ступор прогресса. Деградация общества.

И все это наводит меня на следующую мысль. История инсулина могла быть совсем иной. Представьте, если бы Университет Торонто вместо передачи лицензии на инсулина корпорациям, только потому, что у них средства и технологии, обратился к канадскому правительству с предложением: «Мы сделали открытие, которое изменит историю человечества. Мы хотим, чтобы вы инвестировали в компанию, которая будет поставлять инсулин всему миру. Но не по максимальной цене, а на уровне себестоимости. Мы не будем владеть ею, она будет принадлежать всем канадцам. Но вот что мы действительно сделаем на высшем уровне – это доступность высококачественного инсулина каждому в мире, всегда. Стоимость такой фармацевтической компании была бы сопоставима со строительством больницы. Или двух.

Представьте, какие выгоды получило бы человечество? Конечно, мир был бы благодарен Канаде. Но и канадцы стали бы богаче! Этой компанией владел бы каждый канадец и получал дивиденды. Представьте, какой была бы ее стоимость сегодня. И размер дивидендов. И речь не только о деньгах. Канада стала бы основателем чего-то более уникального, чем инсулин: возможно, она основала бы первую в мире экономику государственных, а не частных корпораций.

Думаете, это тоже сказка? А я думаю, что настоящие сказки – это те, что нам рассказывают о капитализме и свободных рынках. Уверен, что будущее будет очень похоже на вышесказанное – и люди, страны, общества и города, которые на подобное осмелятся, будут успешнейшими из всех.

Статьи этого автора публикуются в рубрике только для платных подписчиков Medium

Умаир Хак – один из ведущих мыслителей мира. Член Thinkers50, самого авторитетного мирового рейтинга всемирно известных экспертов в области управления, автор двух книг в Harvard Business Publishing. Много лет является автором блога Harvard Business Review, где пишет на многочисленные темы, включая экономику, лидерство, инновации , финансы и карьеру. Умаир занимал руководящие должности в области финансов и стратегии и имеет степени в Университете Макгилла и Лондонской бизнес-школе.

Популярный автор в СМИ, имеет более двухсот тысяч подписчиков на Твиттере, публикуется во всех крупных глобальных новостных медиа. Печатается или цитируется почти во всех крупных мировых газетах. Наиболее регулярно пишет для Medium, HBR, and Twitter. Часто выступает для различных аудиторий во всем мире.

UPDATE. 2022

“Сенат США отказался от попытки ограничить наличную стоимость инсулина на уровне 35 долларов.
Это было бы большим падением по сравнению со средним показателем в 98 долларов и намного меньше, чем те тысячи, которые, по некоторым сообщениям, платят больные. Но в Китае вы можете получить его всего за 3 доллара в государственной больнице.”

По данным NPR, изготовление дозы инсулина стоит всего около 6 долларов, в то время как производители инсулина увеличивают прибыль, взимая с пациентов более 300 долларов за дозу.

Берни Сандерс написал в ответ на твит Эли Лилли с извинениями:

«Давайте внесем ясность. Eli Lilly должна извиниться за повышение цены на инсулин более чем на 1200% с 1996 года до 275 долларов, в то время как его производство стоит менее 10 долларов. Изобретатели инсулина продали свои патенты в 1923 году за 1 доллар, чтобы спасти жизни, а не сделать генерального директора Eli Lilly неприлично богатым».

Добавить комментарий