Подумаем о новой концепции работы местного самоуправления. Не популизме, не о дорогах, не о медицинский трейлерах и не о бесплатных маршрутках, которые пропадут сразу после подсчета результатов голосования.
Подумаем о том, как сделать так, чтобы каждый член громады почувствовал себя равноправным совладельцем своего города или села.
Как избавиться от ущербного мышления: «я проголосовал за власть и теперь эта власть мне что-то должна»? Тем более, что «ОБЕЩАЛА ЖЕ»!
Мэру, которому предстоят выборы, выгоднее всего делать улучшения, которые станут информационным поводом за неделю до выборов. Учитывая, что мэра избирают на пять лет, ему выгоднее открыть одну новую школу, но за три дня до выборов, чем построить десять новых школ, но последнюю из них — за год до выборов. Те проблемы населенного пункта, которые не особо видны, и могут быть объяснены различными факторами, не входящими в сферу его компетенции, мэр может игнорировать. Получается, что работу мэра невозможно объективно оценить, и мэр спокойно концентрируется на повышении собственной популярности, на курировании проектов которые видны всем.
Как сделать каждого кузнецом своего счастья? Как привить понимание того, что всё зависит от тебя? Заставить занять активную, созидательную гражданскую позицию? Дать осознание того, что у нас есть не только ПРАВА, но и ОБЯЗАННОСТИ?
Схема «один управляет – все остальные ждут результатов» не больше работает. Населенный пункт управляется идеально, если в его управлении принимают участие все желающие горожане.
Какими, например, для села являются наиболее актуальные проблемы? Земля, инфраструктурные вопросы (в основном). Председатель сельского совета не может давать приоритет тому или иному жителю в получении, например, земельного участка. Или решать, какой участок дороги отремонтировать первым. Делать это в порядке живой очереди тоже не очень справедливо. Между тем, у гражданина ЕСТЬ ПРАВА, гарантированное ему Конституцией и законами.
Но когда желающих больше, чем, например, земли, распределить имеющиеся участки можно по приоритету полезности жителя для общества, для местной громады. Так может вознаграждаться и общественная активность — в виде приоритета в решении проблем, рассмотрении их запросов по отношению к тем, кто не приносит населенному пункту пользы, а просто пользуется его «благами».
Такой подход не только повысил бы мотивацию жителей делать больший вклад, но и послужил хорошим толчком для активизации єкономической и социальной активности местной экономики. Это же является лишним стимулом наиболее ценным членам громады остаться жителями данного села, а не искать лучшей доли в другом месте на фоне всеобщей разрухи и запустения.
Такая форма поощрения превратила бы пассивных граждан в настоящих «совладельцев» города и села.
Человеку свойственно рачительно и с любовью относиться к тому, что он считает своим, в данном случае, являясь равноправным совладельцем своего населенного пункта. Первая ключевая проблема Украины как раз и состоит в том, что проживает здесь почти 45 миллионов человек, а гражданами себя считают – меньше миллиона. А эта проблема порождает вторую: неуверенность в своих правах, неустроенность, и как следствие – ненависть.
С внедрением такого подхода будет расти число добровольцев, которые готовы потратить на село свое время и силы, выполнить какой-то общественно-полезный проект. Что в свою очередь приведет к росту уровеня жизни и благосостояния всех его жителей.
Логичным будет, если именно из таких людей будут выдвигаться кандидатуры на посты в органы местного САМОуправления. И в итоге их возглавят люди, которые помогли определить и решить некие проблемы населенного пункта, доказали свою полезность на практике. Те, кто проявил себя не громким голосом и красочными обещаниями, а эффективными действиями в защиту интересов жителей. В такой системе будет не место популистам и «толстым кошелькам».
Для реализации данного подхода на практике достаточно создать комьютеризированный реестр жителей и начать регистрировать каждому «индивидуальной рейтинг общественной активности» (своего рода кредитная история), который и ляжет в основу рассчета очередности, качества и широты спектра услуг, оказываемый ему в свою очередь органом местного самоуправления.