Право на жизнь – пока можешь работать. К краху идеи массового успеха в США

0
1372

В ближайшее десятилетие миллионы пожилых американцев начнут фактически умирать от бедности, и с этим ничего нельзя сделать. Примерно об этом, если очистить текст от условностей, пишет Форбс.

Политкорректность не спасает от дряхлости

Пафос статьи ведущего делового издания США в следующем. 75% американцев, вышедших на пенсию в 2010 году, имели менее $30.000 в накоплениях на пенсионном счете. Когда они подписывались на корпоративные пенсионные планы, им обещали средний уровень в $100.000. (Впрочем, обещают и сейчас, только уже не им, а следующему поколению. Независимые же эксперты называют цифру в $25.000).

По понятным причинам, дряхлеющему человеку требуется гораздо больше внимания медиков, чем здоровому. Это провоцирует массовое желание стариков работать – у занятых часть медицинской страховки покрывает работодатель. Сегодня необходимая медицинская помощь попросту недоступна для миллионов пожилых американцев, выходящих на пенсию. Мало того, на 25-30 тысяч долларов вообще долго не проживешь и без особенных лечебных процедур, а кроме этих денег – пенсионеру остается рассчитывать только на мизерное пособие по безработице.

Когда эта ситуация только развивалась – на рынок труда стали массово возвращаться те, кто за последние десять лет его покинул, лишь бы еще чуть-чуть подзаработать или вернуть себе медицинскую страховку. Симптомом этой «волны возвращений» стало появление на традиционно студенчески-молодежных работах вроде упаковки покупок в пакеты в супермаркетах людей крепко за 65.

Учитывая конкуренцию, старикам приходится выкладываться по полной, чтобы сохранить даже такое место.

Далее: осознание этого явления теми, кто еще работает, но уже думает о пенсии, привело их к нежеланию прекращать работу. Люди, которые решили отложить выход на пенсию на пяток-другой лет, оказались естественной добычей своих работодателей, которые начинают переводить их на низшие должности, неполную ставку или урезать плату (поскольку они располагают на стареющих работников универсальным рычагом давления). В какой-то момент работники осознают, если уже не осознали, что никакие усилия не позволят им прекратить работать вообще – хотя бы на полставки, пока есть силы.

А теперь – самое трагичное.

Рано или поздно силы кончаются. Человек, как политкорректно к нему ни относись, дряхлеет, слабеет и теряет работоспособность.

И в какой-то момент его уже невозможно «занимать».

И он остаётся без работы.

И без возможностей обеспечить себе тот самый «должный уровень жизни», который вроде как являлся её целью.

И миллионы стариков начнут просто умирать из-за отсутствия денег посреди самой, казалось бы, развитой страны мира.

Как так вышло

Поскольку тема краха пенсионной политики уже много кем освещалась – напомним тезисно. Корпоративные планы пенсионных накоплений по закону 401(к), примерный аналог нашего добровольного страхования, – в США вот уже тридцать лет как безумно популярны. Помимо 6,2% от дохода, отчисляемых для финансирования государственных программ соцзащиты неимущих (которые получают около $400 в месяц, если не имеют вообще никакого заработка), человек мог откладывать себе пенсию сам на инвестиционный счет в паевом фонде, брокерской фирме или банке, причем его взносы не облагались бы налогами ни в момент зачисления, ни потом, в момент снятия. Мало того, работодатель мог со своей стороны докладывать туда дополнительные средства. Инвестиционный доход от правильно размещенной пенсии также не облагался бы налогом, и таким образом практически все работающие люди размещали ее на фондовой бирже. Примерный слоган: «пока ты работаешь, твоя пенсия растет сама собой».

Однако рецессия и снижение количества новых взносов превратили эти накопления в брызги от лопнувших пузырей, а из-за банкротства компаний у их бывших сотрудников исчезло страхование жизни и здоровья, которое гарантировалось не государством, а пенсионным планом.

В сущности, ничего нового во всем этом нет: мы уже писали, что ПФ не обеспечивают людям даже нормальное медицинское обслуживание, поскольку они созданы не для людей, а для скармливания их накоплений фондовому рынку. Неудивительно и то, что эта система, как и прочие системы экономиксистов, не выдержала испытания рецессией.

Ново и интересно тут другое. То, что выхода из ситуации найти никто, похоже, не пытается.

«Я буду работать, пока смогу выползти из постели»

Вот человек в комментариях под форбсовской статьёй рассуждает, что делать в нынешней тяжёлой ситуации:

“Мне 53, я самозанятый предприниматель и пока еще здоров. У меня нет никаких надежд на то, что социальная защита меня выручит, когда я задумаюсь о том, чтобы сбавить темп. Я также не рассчитываю на то, что, выйдя на пенсию, я смогу спать дома, читать онлайн или газеты все утро, а затем играть в гольф в загородном клубе весь день. Все это было для того поколения, которому повезло. Мое поколение, а особенно – поколения, идущие за мной, будут лишь много и тяжело работать очень долгое время. Вероятно, пока они вообще чисто физически окажутся способны выполнять работу, а затем им останется надеяться и молиться, что им хватит денег, чтобы выжить.

Я совершенно согласен, что мы в незавидном положении, но мне кажется, что каждому моложе 60 лет пора трезво пересмотреть свои взгляды на работу и выход на пенсию. Их надо привести в соответствие с реальностью, а не с надеждами на то, чем они смогут заняться в “золотые годы”. Я планирую работать еще самое меньшее 20 лет, или пока я утром не смогу выползти из кровати, и мы с женой провели отличную работу по накоплению средств и планированию будущего”.

Согласитесь, шикарный предлагается рецепт: «провести работу по накоплению средств и планированию будущего и работать, пока можешь выползти из кровати». Но умные аналитики деловых западных изданий – стыдливо воркуют о чём-то вроде “надо было самим создавать свою пенсию”, “нужно лучше инвестировать” и “нельзя все яйца класть в одну корзину”.

То есть сложившееся катастрофическое положение по-прежнему подают как классический пример того, как сама жизнь наказывает людей, которые неправильно пользуются своей свободой.

…А ведь когда великий американский ответ “надо больше работать” применяется по отношению к 73-летним старикам – это уже, согласимся, что-то совсем нездоровое.

Вывод

Коротко говоря, сегодня мы наблюдаем – на образцовом примере образцовой страны-модели — крах идеи, если можно так выразиться, массового селф-мэйд-мэнства. Ну, вы помните: это такая специальная идея о том, что каждый сам по себе способен заработать на свои нужды, и ни к чему все эти взаимовыручки, семьи, преемственность поколений и забота о ближнем, которая вернется заботой о тебе в час нужды. Все это был архаизм. Можно честно и много трудиться, правильно вкладываться – и тогда в дряхлости ты уедешь в закат на катере с юными блондами (или, в женском варианте – на лайнере со жгучими стюардами). Современная постиндустриальная экономика так постиндустриальна, что можно всю жизнь тратить деньги на себя, чтобы потом тратить уже отложенные загодя деньги опять на себя же.

…Как оказалось – нет.

Тем интереснее наблюдать упорную пропаганду в нашей стране механизмов и жизненных установок, уже приведших к катастрофе в т.н. передовых странах.

И тем важнее переосмыслить наше «отставание от Запада» в некоторых областях – и начать его расценивать уже как преимущество.


Андрей Каменецкий
27 марта 2013 г.
https://www.odnako.org

Добавить комментарий