PR на газу
В середине декабря мировая пресса запестрила материалами в поддержку добычи сланцевого газа. Практически одновременно свои исследования представили авторитетные компании Deloitte Center for Energy Solutions и Pricewaterhouse Coopers.
Первая опубликовала опрос, согласно которому большинство американцев считают, что технология гидроразрыва – закачивания в газоносный пласт смеси из воды, песка и химических реактивов – несет больше выгод, чем рисков. Акцент в материале делался на больных для США темах создания новых рабочих мест и оживления экономики. Якобы все это, плюс высокие зарплаты, даст сланцевый газ.
Практически такие же тезисы пытается навязать обществу Pricewaterhouse Coopers. По данным консалтингового агентства, дешевый сланец будет способствовать созданию миллиона новых рабочих мест в экономике до 2025 года. Аналитики обещают бум в металлургии, химии.
Причины этой информационной кампании лежат на поверхности. Дискуссия об экологической опасности добычи сланцевого газа в Америке не утихает. Яркой иллюстрацией последствий применения гидроразрыва стал документальный фильм режиссёра Джоша Фокса Gasland, вышедший на экраны в 2010 году. В нем показано, как жители городка Димок в Пенсильвании поджигают водопроводную воду, загрязненную метаном из-за проводимой неподалёку разработки месторождения сланцевого газа.
Случаи заражения воды регистрировались в Колорадо, Техасе и Западной Вирджинии. Добычу сланца приостанавливали в штатах Нью-Йорк, Пенсильвания и Нью-Джерси, канадских провинциях Квебек и Альберта. В этом году американские ученые заявили о негативном влиянии на здоровье химических веществ, используемых в процессах гидроразрыва.
Но эти факторы можно не учитывать, если речь идет о серьезных прибылях. Поэтому и используют тему «сланцевого чуда» для промывания мозгов рядовых американцев, и не только их. США пытаются экспортировать соответствующую технологию в Европу. Помимо экономической выгоды преследуются и политические цели – снизить энергозависимость европейских стран от традиционных поставщиков газа, в первую очередь, от России.
Сланцевая эйфория
В европейских странах нет единой позиции по сланцевому газу. Французский сенат в этом году запретил использование технологии гидроразрыва. Все разрешения на разработку нефтегазовых месторождений этим способом, выданные во Франции ранее, аннулированы. В Великобритании осенью компания Cuadrilla Resources приостановила добычу сланца, приведшую к серии землетрясений в районе курортного города Блэкпул в графстве Ланкашир. В ЕС даже готовится проект директивы, которая может полностью запретить добычу природного газа из осадочных горных пород.
Государства, больше подверженные американскому влиянию, продолжают находиться в сланцевой эйфории. Технология их обработки проста. Сначала США сообщают об огромных запасах сланцевого газа в стране, рисуют картину полной энергетической независимости, американские компании обещают сотни миллионов долларов инвестиций. Но закончится все, скорее, банальной продажей технологии и сервисных услуг.
Например, в апреле этого года Управление энергетической информации США сообщило, что Польша владеет крупнейшими в Европе технически извлекаемыми ресурсами сланцевого газа — 5,3 триллиона кубометров. Т.е. теоретически Варшава обеспечена «голубым топливом» на 300 лет вперед. Уже продано более 100 лицензий на поиск и добычу нетрадиционного газа, главным образом, американским компаниям. Однако оптимистичные прогнозы пока не подтверждены.
Премьер Польши Дональд Туск в сентябре прогнозировал начало промышленной добычи сланца в 2014 году и полное обеспечение им к 2035 году. Но главный геолог страны, заместитель министра по делам окружающей среды Хенрик Яцек Езерский менее оптимистичен. В конце ноября он заявил, что для точных прогнозов необходимо пробурить 300 скважин, из которых есть только 11. «Чтобы в полной мере эксплуатировать тот объем, который предполагается на польской территории, потребуется 20-30 тыс скважин», — добавил он.
В июле госсекретарь США Хиллари Клинтон заявила о поддержке Литвы в деле обеспечения энергетической независимости. Страна рассматривала возможность импорта из США сланцевого газа. А уже в ноябре Вильнюс сообщил о планах объявить в 2012 году международный конкурс на изыскания залежей сланцевых газов. «Оказалось», что их потенциальные запасы позволят обеспечить экономику страны на 30-50 лет.
В то же время многие эксперты считают, Европе не удастся повторить путь США по промышленной добыче сланца из-за строгих экологических норм, больших затрат, отсутствия технологий и рынка сервисных услуг по бурению, густой населенности.
Украинский эксперимент
Украина также попала под американские газовые чары. Видимо, в Киеве забыли о судьбе проекта Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора. Этот маршрут активно лоббировали в свое время США. Но, несмотря на все обещания, каспийская нефть так и не потекла в Европу по трубопроводу Одесса-Броды.
Теперь Соединенные Штаты продвигают новую идею. В феврале этого года Киев подписал меморандум, согласно которому американцы оценят запасы нетрадиционного газа на украинской территории. Предварительные цифры впечатляют: от 1,5 трлн до 30 трлн кубометров. Т.е. при нынешних объемах импорта углеводородов это 40 лет полной газовой автономии Киева. В сентябре «Нафтогаз Украины» заключил с американской Halliburton договор о сотрудничестве, в том числе и по разведке сланцев. Делаются оптимистические прогнозы, что уже через 5 лет страна получит первый такой газ в промышленных объемах. Хотя даже опыт Польши показывает, что на это уйдет не менее 10 лет.
Не стоит забывать, что геологические условия в Украине отличаются от американских. Себестоимость этого газа будет гораздо выше. Он будет обходиться дороже импортного природного. По мнению главного геолога представительства Shell в Украине Максима Витика, «разговоры о сланцевых газах — некая эйфория, поскольку из 100% территорий только 10% пригодно для экономической добычи».
Это подтверждает опыт компании ТНК-ВР, которая на волне моды на сланец еще в октябре 2010 года подписала с украинским и российским правительствами, а также с «Нафтогазом Украины» меморандум о сотрудничестве по разведке и добыче газа плотных песчаников, но реально проект не сдвинулся с места. Поясняется все экономическими причинами: пробурить скважину для добычи нетрадиционного газа стоит в 3-4 раза дороже, а «работает» она в 5 раз меньше времени, чем обычная.
С таким раскладом невозможно заразить мир «сланцевой лихорадкой», поэтому и играют на эмоциях государств и нефтяных компаний, наблюдающих за стремительным ростом цен на газ и втайне мечтающих получить кусок газового пирога. В результате действия правительств и бизнеса теряют привязку к реальности. Появляются завышенные ожидания.
К сожалению, жертвой газовых интриг мирового уровня стала и Украина. В результате вместо увеличения добычи традиционного газа все начали пытать счастье в сланце. Наверняка, на переговорах с Россией об условиях поставок газа в умах украинских чиновников всплывали миллиарды кубометров нетрадиционного газа. Возможно, поэтому Киеву и Москве так и не удалось договориться.
Как следствие парламент Украины принял бюджет на 2012 год с ценой газа 416 долл. за тысячу кубометров по сравнению с 165 долл., которые будет платить в 2012 году соседняя Беларусь, а американская экономика останется одной из самых конкурентоспособных в мире.