Топливно-энергетический комплекс независимой Украины

0
3125

Вначале — несколько фактов. Которые — просто факты и могут трактоваться в любую сторону.

Основные запасы углеводородов Украины приурочены к трём нефтегазоносным провинциям (НГП) — Карпатской, Днепровско-Донецкой и Причерноморско-Крымской. Иногда можно встретить и другое наименование этих же нефтегазоносных провинций, активно педалируемое в рамках новой страны «от Сяна до Дона» — Западная, Восточная и Южная НГП, но суть вопроса от этого никак не меняется — у страны есть только три крупных площади по добыче углеводородов, вокруг которых и крутятся все существующие и перспективные проекты по нефти и по газу.


Карта нефтегазоносных провинций Украины.

На оставшейся территории Украины вероятность обнаружения каких-либо месторождений углеводородов близка к нулю — уентр страны представляет из себя практически монолитный древний архейский кристаллический щит. Чехол осадочных пород на нём позволяет рассчитывать только на обнаружение месторождений бурого угля — формирование месторождений газа, нефти и даже каменного угля на нём представляется невозможным даже с геологической точки зрения.

Первой в историческом развитии была освоена Карпатская НГП. Согласно историческим данным, добыча нефти кустарным способом в этой провинции началась ещё в 1800-х годах (село Старая Соль).

Бурное развитие капитализма в Австро-Венгерской Империи в XIX веке привело к быстрому освоению карпатской нефти — собственно говоря, никакой нефти, кроме карпатской, у Австро-Венгрии и не было.
Поэтому, если в 1864 г. на всех прикарпатских промыслах добыто лишь 2 тысячи тонн нефти, а в 1886 г. – 29,1 тысяч тонн, то уже в 1909 году Восточная Галиция достигла наивысшего уровня добычи нефти — более 2 миллионов тонн в год, или 40 тысяч баррелей нефти в день. По тем временам эти объёмы составляли около 5% мировой добычи жидкого топлива. Освоение нефтедобычи и переработки нефти привела к бурному развитию региона и в лучших традициях капитализма постепенно перешла под контроль иностранных (преимущественно французских и американских) предпринимателей.
Им также принадлежал сопутствующий промысел — добыча и переработка озокерита («горного воска» — спутника нефти), широко используемого для изготовления тогда актуальных свечей и в лечебных целях. Хороший репортаж о «галицком аде» (это, если что, слова Ивана Франка) можно посмотреть здесь (траффик, много фото)


Борислав начала ХХ века.

В последующие годы добыча нефти и озокерита в Предкарпатье неуклонно сокращалась — собственно говоря, СССР, пришедший в Карпаты в конце 1930-х годов (а реально отстроивший местную нефтедобычу, разрушенную войной, и того позже — в 1950-е годы) подоспел уже к «шапочному разбору» — основную, лёгкую нефть Карпат выкачали ещё до него.
В 1950-х годах в Карпатах были открыты новые месторождения, которые некоторое время поддерживали относительно высокий уровень добычи «чёрного золота», однако даже они не смогли остановить тенденции падения производства.

В настоящее время нефтепромыслы ещё эксплуатируются в районах городов Борислав (Львовская область), Долина и Надворная (Ивано-Франковская область). Масштабы добычи нефти здесь незначительны и в связи с существенным сокращением запасов в последние годы не расширяются. Общие остаточные извлекаемые запасы нефти Карпат оцениваются очень скромной цифрой — около 30 миллионов тонн (215 млн. баррелей), однако большинство из них расположены на старых месторождениях с низкими дебитами скважин.

В советское время тут также были построены два нефтеперерабатывающих завода — «Галичина» и «Нефтехимик Прикарпатья». Эти предприятия в 1990-е годы попали в орбиту украинской (кошерной) банковско-промышленной группы «Приват» (Игорь Коломойский) да так и болтаются там до сих пор.


Твои проблемы, пацак, смешат его.

Модернизация этих морально и физически устаревших предприятий «Приватом» никогда не велась и, судя по всему, вестись не будет, в силу чего производство там барахлит, простаивает и вообще — медленно и печально стагнирует. Украинские же автомобилисты по-прежнему могут наслаждаться говённым субстандартным бензином и дизельным топливом с Западной Украины. Теперь — вплоть до 2013 года. В рамках перехода от тёмного прошлого в перспективное будущее.

Добыча газа на Украине тоже исторически началась с Прикарпатья. Первые промыслы по добыче газа тут были организованы ещё во времена Польши — в 1920-е годы. Идея лишить Австро-Венгрию нефти, так не осуществлённая Российской Империей во время Первой мировой войны, была реализована Сталином в 1939 году, теперь уже при разделе Польши. Конечно, в роли Австро-Венгрии теперь выступала поглотившая Австрию в 1938 году гитлеровская Германия, но суть геоэкономических раскладов от этого никак не поменялась.

В 1940 г. в Предкарпатье сосредоточилось 87% добычи газа всего Советского Союза. Основными газовыми промыслами были Угерско-Бильче-Волицкий (здесь в середине 1960-х годов добывалось почти 60% прикарпатского газа), Рудковско-Ходовицкий, Опарский, Дашавский, Калушский и Косовский участки. Основные месторождения располагались на территории Львовской и Ивано-Франковской областей.
После Великой Отечественной войны здесь была создана система газопроводов, наиболее протяжённые из которых – Дашава – Киев – Москва и Рудки – Минск – Вильнюс – Рига. В 1950-е годы Москва 100% зависела от львовского газа, это факт, поразительный для сегодняшнего состояния дел, но это факт.
Однако, уже в советское время,  участие западно-украинского региона в газодобыче постепенно сокращалась, за счёт быстрого освоения углеводородных месторождений, расположенных в центральной и восточной части СССР.
В 1951 г. в Предкарпатье добывали 42,2% всего газа СССР, в 1957 г. –  уже 26,4%, в 1965 г. – лишь около 10% газа Советского Союза.

В 1965 г. добыча газового топлива на западе Украины вышла на пик и составила около 19 млрд. м3. Скажу лишь, что сейчас (2011 год) столько же добывает уже вся Украина, по всем НГП. Современная же добыча газа в Предкарпатье, сосредоточенная в основном на месторождениях Ивано-Франковской области, незначительна и составляет около 3% от всей газодобычи Украины — или около 590 млн. м3. В дальнейшем можно лишь ожидать вначале медленного, а потом и обвального падения добычи газа в рамках Карпатской НГП — в отличии от нефти, которая может ещё десятилетиями сочиться из пласта, добыча газа на месторождении падает «раз и навсегда» .

Открытие новых месторождений нефти и газа в пределах Карпатской НГП в настоящее время представляется очень маловероятным — в геологическом отношении эта провинция исследована «вдоль и поперёк», а основные месторождения нефти вообще сосредоточены вдоль узкой зоны карпатских осадочных флишей.
Новые месторождения газа в Карпатской провинции ещё могут быть найдены , однако это, скорее всего, будет термогенный газ, с глубинами залегания 6-7 километров.

Второй крупной нефтегазоносной провинцией на Украине стала Днепровско-Донецкая НГП.
Освоение этой провинции уже полностью осуществлялось в советское время, когда в Сумской, Полтавской, Черниговской и Харьковской областях были разведаны в конце 1930-х и начали эксплуатироваться позднее месторождения высококачественной, лёгкой нефти. Некоторые из них содержат значительное количество сопутствующего природного газа, который используется для газификации окружающих городов и сёл.
Расцвет нефтедобычи в рамках Днепровско-Донецкой НГП пришёлся на 1960-е годы. Нефть здесь преимущественно добывают за счёт газовых шапок месторождений, когда нефть из глубины поднимается под давлением нефтяных газов. Нефтегазодобывающие предприятия работают в Сумской (Ахтырское и Качановское месторождения), Черниговской (Гнидинцовское, Прилукское месторождения и несколько более мелких) и в Полтавской (Сагайдацкое, Зачепиловское, Радченковское месторождения и др.) областях.

Остаточные извлекаемые запасы нефти в пределах Днепровско-Донецкой НГП более значительны, чем в рамках Карпатской НГП и составляют около 50 миллионов тонн (365 млн. баррелей).

Сейчас Днепровско-Донецкая НГП даёт в совокупности около 70% всей добычи нефти Украиной, что составляет около 1,7 миллиона тонн в год (12,3 млн. баррелей). Однако, лёгкая к добыче нефть, сама поступающая из пласта в скважину под давлением газовой шапки месторождения, здесь тоже уже подходит к концу, что приводит к неприятной для нефтяников ситуации падения темпов добычи на 5-10% в год.

Открытие новых месторождений нефти в пределах Днепровско-Донецкой НГП вероятно, но, скорее всего, их размер будет крайне незначителен (не более 1-2 млн. тонн нефти). Причины такой ситуации такие же, как и для Карпатской НГП — хорошая геологическая изученность провинции, большие объёмы разведочного и эксплуатационного бурения в прошлом,  изначальная узость «нефтяного окна», лимитирующая простое ограничение — «глубже нефти уже нет».

Добыча природного газа в Днепровско-Донецкая НГП стартовала одновременно с добычей нефти — в 1960-е годы. Основные месторождения газа сосредоточены здесь в Полтавской и Харьковской областях.
Наиболее известное из них и наиболее крупное – Шебелинское, откуда в своё время в разных направлениях были проложены газопроводы: Шебелинка – Харьков, Шебелинка – Полтава – Киев, Шебелинка – Днепропетровск – Кривой Рог – Одесса – Кишинев, Шебелинка – Белгород – Курск – Брянск – Москва.


Первая скважина Шебелинки, 1950 год. Уже история.

До сих пор Днепровско-Донецкая НГП даёт около 80% всей газодобычи страны. Крупнейшие газовые месторождения провинции — Шебелинское, Западнокрестищенское и Гнединцевское. Однако, Шебелинка, добывавшая ещё пять лет назад 6,850 млрд. м3 газа, в прошлом году скатилась уже до уровня в 250 млн.м3 в год и была вынуждена строить дожимные компрессорные станции, чтобы «запихнуть» хоть что-то в магистральные газопроводы. В общем, классика падения газодобычи на старых месторождениях. Если Шебелинку такими усилиями поднимут хотя бы до уровня в 400 млн.м3 в год — это уже будет успех. В любом случае, конечно, дешёвым и «попиисят» такой газ не будет.
Проблемы других крупных газовых месторождений Днепровско-Донецкой НГП схожи с Шебелинкой — все они осваивались практически в одно и то же время и все вместе подходят к пределу исчерпанности своих запасов. И, основываясь мировой на практике эксплуатации газовых месторождений — падение добычи за пятилетку на порядок (то есть в десять раз) — это нормальный, предсказуемый финал. Провинция, ещё вчера (2011 год) дававшая 15 млрд. м3 газа, вполне может скатиться до уровня производства в 1-1,5 млрд. м3 газа в год.

Перспективы открытия новых газовых месторождений в рамках Днепровско-Донецкой НГП хорошо показывает крупнейшее открытие газового месторождения за время независимости Украины — Кобзивского. Это месторождение термогенного природного газа, с общими запасами около 56 млрд. м3 газа. Залегает этот газ на глубинах более 6 тысяч метров, что конечно, греет душу тем, что украинские газовщики теперь могут бурить «самые глубокие газовые скважины в СНГ».

Однако понятным образом, такие скважины оказываются в любом случае дороже скважин, например, вводимого сейчас в эксплуатацию Бованенковского месторождения на Ямале (с глубинами около 2600 метров), а всё Кобзиевское месторождение, со всеми его прогнозными запасами — это всего лишь полгода плановой добычи Бованенково.
Такие дела.

Хорошо, если всё так безрадостно на Западе и на Востоке, скажет внимательный читатель, то что же там на Юге?

На Юге всё интереснее. Там тёплое море.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь
Captcha verification failed!
оценка пользователя капчи не удалась. пожалуйста свяжитесь с нами!