Послезавтра, или куда приводят мечты

0
1400

(размышления по мотивам экономического кризиса)

Украина переживает кризис, средства массовой информации пестрят сообщениями и заголовками, кризис перешел из фазы медленного внутреннего течения в ярко информационный пиар. Многочисленные статьи экспертов разного калибра и политического окраса вещают изумленным гражданам, что кризис назревал давно, они его якобы предсказывали и разбирали на составляющие все прошедшие десять лет с момента предыдущего технического дефолта Украины образца 1998 года. Выдаются на-гора тысячи рецептов как сберечь свои кровно заработанные деньги, устраивается показательный конкурс соревнований на тему: «Предсказание глубины падения курса национальной валюты», в этом шоу участвуют разнообразные чиновники от Национального Банка, правительства, депутаты парламента и скромный гарант Конституции.

Внешний мир тоже не отстает, прогнозирует устами своих представителей в лице Международного Валютного Фонда, Мирового Банка, разнообразных рейтинговых агентств. Объем выдаваемой информации настолько огромен, что разобраться в этих данных, рейтингах и прогнозах не успевают ни правительственные чиновники, ни банковские деятели, ни эксперты, ни рядовые граждане. На следующий же день новый информационный поток сметает все остатки сомнений дня вчерашнего и готовит новые сенсации дня сегодняшнего. Но в этом круговороте информационных событий некоторые успевают подумать о том, что будет завтра.

Это предприимчивые граждане, принадлежащие к когорте «избранных», они успели подготовиться к завтрашнему дню, они продали активы (зачастую полученные сомнительными путями) еще в начале кризиса, они сыграли в опасную валютную рулетку ревальвации-девальвации доллара, они не имеют кредитов, они каждый месяц спасают свои «кровные» переводя миллиарды долларов в уютные теплые оффшорные гавани. Они действительно знают, что нас ждет завтра. Они «избранные».

С другой стороны находятся те, кто не имеет ничего, назовем их «аутсайдерами». «Аутсайдеры» прямая противоположность «избранным», но в одном они весьма похожи. Точно также как и «избранные» «аутсайдеры» твердо знают, что будет завтра, но их знание основано не на информационном потоке средств массовой информации, не на суверенных рейтингах и не на полемике государственных мужей. Знание «аутсайдеров» основано на их нищете, сколько не умножай на ноль, все равно получишь ноль. Они не волнуются, что их завтрашний ноль будет отличаться от сегодняшнего ничего. Они действительно знают, что нас ждет завтра. Они «аутсайдеры».

Между нашими замечательными крайностями находятся те, кто выбиркризисает себе дорогу самостоятельно, те, кто исправно трудится, платит налоги, те, кто служит верой и правдой государству или своему карману, те, кто набрал кредитов (цитирую гаранта «как сучка блох»). Это те, кто избрал нынешнюю власть, те, кого называют разные политические пройдохи (лохторатом, биомассой и козлами). Это граждане среднего достатка, они очень отличаются по своим доходам, порой в десятки и сотни раз, но их роднит понимание того, что они и есть украинский народный средний класс. Назовем эту категорию граждан «средними».

«Средние» только сейчас (за исключением малого процента особо бойких представителей) начинают понимать, что же их ждет завтра. Они оказались наиболее инертной частью населения, они удивленно ищут валюту в опустевших обменных пунктах, они платят непонятную банковскую комиссию и повышенные учетные ставки по кредитам своих квартир, машин. Это «средние» считают дни с надеждой, что прекратятся спекуляции на валютном рынке, что кредит от МВФ наполнит наши банки утраченной ликвидностью. Что правительство, национальный банк и гарант найдут общий язык в парламенте и примут все необходимые антикризисные законы, что страшилки о необходимости закупки огнестрельного оружия и других средств самообороны являются действительно страшилками, а не руководством к действию. Именно они не хотят знать, но ждут и надеются на лучшее завтра. Они «средние».
О завтрашнем дне знают все три условные категории наших сограждан, но далеко не все из них задаются вопросом, а что будет послезавтра?

Что будет, когда умолкнут эксперты, спрячутся в теплые кабинеты чиновники и потянутся в неизвестном направлении олигархи, банкиры и прочие «избранные»? Что будет с нами послезавтра? Что будет с нашей страной? Что ждет нас в случае провала всех антикризисных мероприятий и насколько глубока новая «кроличья нора»?

В рамках данной статьи невозможно ответить на все эти вопросы с точностью швейцарского хронометра. Разное будущее, разные стратегии достижения будущего. Разные методы оценки дня настоящего и наследия прошлого. От комбинации различных вариантов развития событий до воплощения конкретных действий иногда проходит слишком много времени, времени которое имеет драгоценное свойство никогда не повторяться. Поэтому, перед Вами сценарий того, чего нельзя допустить ни в коем случае.

Итак, краткий анонс послезавтра по-украински: все антикризисные мероприятия не дали ровным счетом ничего, страна находится на грани потери независимости, правительство отсутствует, банки лопнули, национальная валюта стремительно обесценилась, производство массово остановилось, граждане предоставлены самим себе, парламент распущен, в стране вводится прямое президентское правление.

Поведение наших условных категорий граждан меняется, они находятся в послезавтра. Первая категория граждан, «избранные», находится далеко за пределами страны, они успели вывезти свои семьи на роскошные виллы, перевести свои активы в твердую швейцарскую валюту либо в золотые слитки. Они расстались с надеждой на получение остатков своих инвестиционных вложений и смирились с постепенным превращением из могущественных «избранных» в рядовых богачей с перспективой утраты состояний от отсутствия привычных вливаний из народного бюджета, непосильного налогового гнета и налоговых расследований западного мира.

Вторая категория граждан «аутсайдеры» делится на несколько групп, одни, используя физические способности и присущую им изобретательность, грабят остатки роскоши «избранных», магазины и дома «средних», а также друг друга. Другие, понимая, что даже их собственное ничего более ничем не гарантировано, отправляются на заработки в более успешные страны. Третьи массово вымирают от голода, болезней и отсутствия любой защитной социальной функции умирающего государства.

«Средние» объединяются в группы для выживания, они успели приобрести оружие, они дают совместный отпор агрессивным «аутсайдерам», они распределяют полученную гуманитарную помощь, в том числе и среди голодающих «аутсайдеров». Из «средних» формируются стихийные лидеры, которые организовывают наиболее активных граждан для восстановления функций местной власти, гражданского правосудия и распределения доступных ресурсов. На основе действий «средних» формируется новое территориально-политическое устройство, основанное на различных зонах влияния общин. Многие из категорий «средних» и «аутсайдеров» смешиваются и переселяются в сельскую местность, где восстанавливают давно утраченные навыки ведения натурального хозяйства. Сельские жители не рассматриваются в разрезе категорий, потому что они вчера, сегодня, завтра и послезавтра живут натуральным хозяйством, им, конечно, доставит неудобство отсутствие газа, электричества, топлива и удобрений, но они привыкли выживать и при более страшных условиях, поэтому наше послезавтра их не пугает. Но они незащищены от нашествий городских «аутсайдеров» и поэтому будут поддерживать общинную власть «средних».

Центральная власть продолжает беспорядочное движение по мировому сообществу с призывами помощи голодающему и терпящему бедствие населению. Помощь поступает, но на этом коррумпируются новые классы чиновников, их вооруженные отряды охраняют склады, периодически происходят стычки между различными центрами влияний групп, контролирующих гуманитарные ресурсы. Осознав, что де-факто, страна живет в новом территориально-политическом устройстве, центральная власть делает попытки введения военного положения, но терпит неудачу из-за разложения вооруженных сил. Из остатков армии формируются различные хорошо вооруженные бандформирования, которые грабят «средних», сельских жителей и пытаются подчинить себе власть общин «средних». Преуспевшие в грабежах бандформирования начинают войну друг с другом в погоне за ресурсами и территориальной властью. Начинается гражданская война, происходит окончательный распад государства. Внешние страны вмешиваются в происходящее, оккупируя Украину с разных сторон. Устанавливается российский контроль над юго-востоком Украины, север Украины контролирует Белоруссия, Западную Украину, Буковину и часть Одесской области контролируют объединенные силы НАТО. Между различными оккупационными сторонами происходят перманентные конфликты, внутри каждой из оккупационных сил действуют террористы-партизаны. Страна погружается в пучину хаоса и предстает в качестве лучшего военного полигона в центре Европы.

Михаил Нечипор, магистр государственного управления

Добавить комментарий