Миф о «российском фундаментализме»

0
1230

Одна из главных проблем, которая возникает у большинства западных наблюдателей, созерцающих нынешний путинский балаган, заключается в том, что они пытаются к вращению лошадок в сферическом вакууме приложить какие-то обычные, «общечеловеческие», мерки. Берется обычный набор – «государство», «патриотизм», «религиозность», «нация» – и натягивается, подобно многострадальной сове, на путинский глобус.

Результат получается феерический, почти всегда русофобский (что, кстати, часто и требуется), но самое главное – бесконечно далекий от реальности. Ибо тот политический режим, который существует ныне в РФ – это явление действительно уникальное. И потому оценивать его деятельность и поведение, пользуясь обычной логикой обычного национального государства и общества, нельзя. По той простой причине, что материал качественно другой.

Яркий пример ошибок, которые случаются, если люди своей кривой линейкой пытаются мерить нынешние российские реалии – это ставший уже расхожим миф о так называемом «российском фундаментализме», который, якобы, зацвел пышным цветом в последние годы. Причем миф этот равно активно тиражируют как противники Путина, так и его сторонники, и в РФ, и в ЕС, и в США.

Между тем, никаким фундаментализмом в РФ не пахло, а в путинские годы – тем более.

Вводная

Что есть обычный фундаментализм? Ответ легко читается в самом слове. Фундаментализм – это когда религиозные ценности, в их изначальном, классическом для той или иной конфессии, версии, становятся основой жизни общества и государства. Они – фундамент. Все, что строится в стране, – в политике, экономике, социальной сфере и так далее – располагается только на этой основе. Все остальное – уничтожается.

Именно поэтому нет и единого, для всех стран и народов, вида фундаментализма. Ибо религии у всех разные, и ценности, в соответствии с которыми строится или переформатируется общество и государство, тоже разные. Соответственно, идеальная модель здесь у каждой религиозной традиции своя. По этой причине, например, идея исламской республики, органичная для шиитского ислама, в рамках суннизма уже выглядит либеральной и модернистской; а православная республика – и вовсе нонсенс. А классическая европейская и американская демократия, с ее идеей верховенства закона и неотъемлемыми правами человека, прямо восходит к протестантскому фундаментализму. (Для людей, воспитанных советской школой, это большой-большой секрет, но для остального человечества этой тайной не является.) В сущности, США в 20-е гг. (особенно южные штаты) вполне могут быть признаны фундаменталистской протестантской страной. А православный фундаментализм – это исторический византийский идеал симфонии властей.

В общем, фундаментализм – это не когда на улицах орут закутанные в платки тетки. И не когда на улицах орут и скачут с ножами и факелами бородатые дядьки. И то, и другое бывает, но не в этом соль. Фундаментализм – это когда государство старается привести жизнь страны в соответствии с определенными религиозными ценностями.

Что пишут в Конституциях

 Теперь, вооруженные определением фундаментализма, посмотрим на жизнь РФ и некоторых европейских государств.

В первую очередь, если мы говорим о некоем государственном православном фундаментализме, то он должен был найти отражение в каких-то государственных актах, начиная с Конституции. Но там ничего нет: Россия – светское государство, о Православии – молчок.

Для сравнения, ныне действующая Конституция Греции начинается со слов: «Во имя Святой, Единосущной и Нераздельной Троицы…» В пункте 1 статьи 3 написано: «Господствующей в Греции религией является религия восточно-православной Церкви Христовой». Это, напомню, гейропейский Евросодом, НАТО, Шенген, еврозона, все дела.

Конституция Болгарии более светская, но, однако, о Православии сказано и там: «Традиционной религией в Республике Болгарии является восточно-православное вероисповедание».

Но, быть может, подобные клерикальные ужасы чудом сохранились только на востоке ЕС? Да нет, не только. Вот, например, что можно обнаружить в Конституции Норвегии: «Евангелическо-Лютеранская религия – официальная религия Государства. Жители, исповедующие ее, обязаны воспитывать своих детей подобающим образом». Конституция Дании говорит примерно о том же: «Евангелическая лютеранская церковь является официальной церковью Дании и как таковая пользуется поддержкой государства». А в Финляндии Православная Церковь имеет статус второй государственной (первая – лютеранская), и в таком качестве получает субсидии из казны.

Впрочем, не все, конечно, дают какой-либо конфессии государственный или официальный статус. Ирландская Конституция, например, декларирует отказ в покровительстве той или иной конфессии. Ирландцы – простые ребята, и сказали по простому: «Государство признает, что уважение к публичному поклонению является исполнением долга перед Всемогущим Богом. Должно благоговеть перед Его именем, уважать и почитать религию» (ст. 44 п. 1).

На фоне столь ярко выраженного клерикализма нынешняя российская Конституция выглядит прямо-таки оплотом светскости и безбожия. Но, быть может, дело не в том, какие у кого законы, а в том, как в действительности живет общество и государство?

Тут нас тоже ждет немало любопытного.

Их нравы и наши нравы

 Пожалуй, одним из самых надежных показателей того, насколько православным (и вообще христианским) является население той или иной страны, следует считать отношение к абортам. Которые, напомним, и Православие, и католицизм рассматривают как убийство, причем убийство ребенка, причем – некрещеного ребенка.

Польша, известная своей высокой католической религиозностью, почти полностью запретила аборты вскоре после падения коммунистического режима. И хотя на страну активно давит Евросоюз, пока что запрет сохраняется.

В 2011 году в Лихтенштейне проводился референдум на предмет смягчения тамошнего законодательства о возможности «прерывания беременности» (тамошние законы, в этом отношении, одни из самых строгих в Европе). Тогда наследный принц и фактический монарх Лихтенштейна Алоиз объявил, что если новый закон будет принят, то он наложит на него свое вето. Впрочем, вето не потребовалось, референдум провалился.

На последних президентских выборах в Чили кандидат от правых Эвелин Маттеи попыталась включить в свою программу минимальную легализацию абортов (по медицинским показателям, в случае угрозы жизни матери – то есть речь шла о либерализации до польского уровня; сейчас в стране аборты запрещены совершенно). Однако ее одернула собственная партия, настроенная строго католически, и Маттеи пришлось от своей идеи отказаться. Возможно, она именно из-за этого проиграла шарахнутой левачке Мишель Бачелетт, но показательна сама ситуация: для людей этот вопрос был принципиально важен. Настолько, что из-за него менялся результат выборов, а также создавались и рушились политические партии.

А что же мы видим в РФ? Аборты разрешены и входят в список бесплатных медицинских услуг. Количество их, надо признать, медленно сокращается, но и сейчас российские женщины прибегают к ним примерно в десять раз чаще, чем, например, «бездуховные» голландки (по статистике, приходится около 50 абортов на тысячу женщин в РФ против 4-5 в Голландии).

Кстати, весьма примечательна и соответствующая статистика по Украине. В 2012 году лидером по количеству «прерываний беременности» стал город-герой Севастополь (405 на тысячу рождений). Следом за ним: Киевская (403), Донецкая (397) и Луганская область (372). А меньше всего абортмахеры поработали в Ровенской области (95), Закарпатье (139) и на Ивано-Франковщине (154). Думаю, украинскому читателю, который не забыл, где у него запад, а где восток, и так уже все понятно.

За 23 якобы «постсоветских» года в РФ не было ни одной крупной политической партии, которая бы добивалась запрета абортов. Не было ни одной по-настоящему громкой общественной кампании.

Довольно много о «христианской нравственности» российского общества говорит то, что средний возраст начала половой жизни – 14-15 лет (против 16 лет в США и 18 в Голландии), и то, что 80% браков в РФ заканчиваются разводом (против 31% в Голландии), и многое другое в том же духе. А вишенкой на этом торте общественных добродетелей стал недавний развод «православной» президентской четы.

В общем, с фундаментализмом в нравственном отношении в РФ дела как-то не задались…

Церковная жизнь

Фундаменталистское общество, само собой, не может не уделять особого внимания религиозному культу (если мы говорим о православных фундаменталистах – то, соответственно, соборной молитве). Данные статистики и здесь дают вполне объективную картину. Сколько человек было на службе в этом году в Москве на Пасху? Тут цифры разнятся сильно. Полиция говорит: около 300 тыс., Московская епархия РПЦ МП – более 1,5 млн. человек. В первом случае, это значит, что на Пасху – праздников праздник и торжество из торжеств! – пришло 2,47% населения. Во втором – чуть менее 10%.

Для сравнения: в такой, ставшей последнее время весьма секуляризованной, стране как Испания на мессу регулярно ходит 13,2% населения. Не на Рождество и не на Пасху, а на каждую воскресную мессу.

Другой важный показатель религиозности населения в православном государстве – это количество людей, которые держат Великий пост. Ежегодные опросы Левада-Центра показывают, что более или менее по уставу постятся около 3%, и около 20% так или иначе «себя ограничивают». Остальным 80% все это параллельно.

Да и успехи РПЦ МП в деле продвижения в армию и школу, по поводу которых было столько страдальческих воплей граждан атеистов, на самом деле весьма невелики. Несчастный культурологический курс «Основы православной культуры» так и завис в сферическом вакууме, неприкаянный и недоделанный. (Куда уж в этом деле нам до соседней Финляндии, где государство обязуется обеспечить изучение Закона Божиего желающим в любой школе, если там найдется хотя бы три ученика, чьи родители этого потребуют!) Военное духовенство также как-то плохо приживается (опять же, куда там до Польши, где в армии служит несколько тысяч капелланов). Список можно продолжать.

В общем, ни в официальных законодательных актах, ни в общественной жизни мы никаких фундаменталистских признаков не наблюдаем. Наверно, логично спросить: а в чем тогда заключается фундаментализм?

Героическая борьба с гомосятиной

 Если мы попытаемся отследить, в чем же заключается «российский фундаментализм», то обнаружим, что главным образом он состоит в законе о запрете пропаганды гомосексуализма, а также болтовне Милонова и приравненных к нему лиц. И, конечно же, в «гомофобских» настроениях российского общества.

Фундаменталисты-протестанты, от Латвии до Техаса, также выступающие против разной гомосятины, на этом основании признают в дорогих россиянах своих единомышленников.

И совершенно напрасно. Ибо, на самом деле, их взгляды на гомосексуализм имеют лишь поверхностное сходство с воззрениями среднеарифметического жителя Эрэфии, за которым скрыты принципиальные различия.

Для техасского баптиста или польского консервативного католика мужеложство и прочие содомские грехи – это грехи смертные, и потому он не может примириться ни с ними, ни с теми, кто требует это признать нормой. Что же касается советских обитателей РФ, то они вполне терпимы к мужеложству, если, например, речь идет об активном гомосексуализме в тюрьме.

– Тот, кто …, тот не пидор, а нормальный мужик! Пидор тот, кого …! – сию предками данную мудрость народную автор этих строк узнал, еще будучи школьником, от одноклассников в одной из средних школ города Читы.

Христианский консерватор борется против узаконения смертного греха. Советский же человек презирает «петухов» и хочет их «чморить». А вот к «авторитетным пацанам», которые имели «петухов», относится абсолютно толерантно. А лесбиянство и вовсе воспринимает как невинную шалость.

Можно ли затолкать все это в рамки традиционных христианских ценностей? Боюсь, что нельзя.

(Все это помимо того, что гомосексуалисты представлены и во власти РФ, вплоть до самых высших сфер, да и среди епископата РПЦ МП, если верить протодиакону Кураеву, их несколько десятков.)

Кому выгодно?

 Очевидно, что, за вычетом «пунктика» с «петухами», РФ – страна нехристианская, не только светская, но и вполне безбожная. До такой степени, что на ее фоне иные страны ЕС выглядят цитаделями христианского консерватизма (хотя, понятно, таковыми не являются). Почему же тогда миф о «российском фундаментализме» не только появился, но пользуется популярностью? Все как всегда: он многим выгоден, и многим удобен.

Он выгоден Путину для ведения пропаганды, отчасти внутри России, но главным образом – вне ее. Образ борца за традиционные христианские ценности был позитивно воспринят многими правыми в обоих полушариях. Первым, на моей памяти, на него повелся Дэвид Дюк, а недавно ряды путинских поклонников пополнили Марин Ле Пен и лидер испанских карлистов Дон Сиксто Энрике. И не стоит думать, что всех европейских правых, кто выступает за Путина, Путин купил. Отнюдь нет: многим импонирует его псевдоправославная риторика вкупе с «борьбой с пропагандой гомосексуализма», а российских реалий они просто не знают. И для Кремля такие люди являются достаточно ценным приобретением: какая-никакая, а опора в странах Запада.

Миф о «российском фундаментализме» в свое время был на руку Московской Патриархии: напирая на мнимый «консерватизм» народонаселения, можно было повышать свой рейтинг в глазах властей. Мол, народ у нас православный, а мы – ему глава, и с нами надо считаться! Похоже, на каком-то этапе Кремль на это даже клюнул, но уже года три назад сообразил, что просчитался.

На руку этот миф и разной левой шпане, как в РФ, так и за ее пределами. Появляется страшный и при этом виртуальный враг, с которым очень легко и приятно бороться, прокачивая свой статус, а если повезет – то и финансовые каналы.

Разумеется, сказку про фундаментализм активно крутят русофобы всех мастей. Мол, русские – это не европейский народ, а средневековые дикари, ату их! (Да-да, кое-кого из украинских «деятелей» это тоже касается.)

И, конечно же, этот миф очень удобен для европейских, а равно и американских профессоров, и приходящих брать у них комментарии журналистов. Ибо в России и русских делах они ничего не смыслят, а тут появляется лейбл, который можно наклеить на все, что связано с русскими, и как бы все сразу понятно: «Как говорит современная наука в лице меня, именно это мы и видели ранее в Иране, а теперь в России…»

В общем, бенефициаров и заинтересованных лиц много. Именно поэтому сказка про фундаментализм в РФ еще долго будет кочевать по газетным полосам и сайтам в Инете.

Но тем, кто не хочет, подобно ВВП-ВВХ, утратить связь с реальностью, нужно понимать, что это именно сказка. Может быть, красивая. Может быть, наоборот. Но – сказка. Основываясь на которой, политику лучше не делать.

И даже не пытаться. Иначе результаты, как говорится, могут получиться «не те».

 Димитрий Саввин

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь
Captcha verification failed!
оценка пользователя капчи не удалась. пожалуйста свяжитесь с нами!