Як Україні відбитись від агресії

0
1209

Що повинні робити уряд, Міністерство оборони та Генштаб, аби зупинити російську навалу

В.Тютюнник, генерал-майор запаса
В.Горовенко, полковник запаса

Сегодня на части нашей территории хозяйничает агрессор. Следовательно, руководство нашей страны, её Вооружённые Силы и другие силовые структуры обязаны действовать по законам военного времени и частичной мобилизации.

Вместе с тем, по оценкам отечественных и иностранных военных экспертов, планы российского блицкрига против Украины оказались частично выполненными. Оккупировав территорию АРК, захватчик не смог сломить сопротивление дислоцирующихся на полуострове соединений и частей Вооружённых Сил и структур погранслужбы Украины. Им не удалось осуществить информационную блокаду их действий, нарушить связи с центром, а также со средствами массовой информации, в том числе иностранными.

Центральная украинская власть постепенно усиливает работу местных, прежде всего областных, властей. Общими действиями они стабилизируют внутриполитическую обстановку в Харькове, Днепропетровске, Запорожье, Одессе, Николаеве и Херсоне. Сложной она пока остается в Луганске и Донецке. Одновременно ужесточается пограничный контроль на северных и восточных участках украинско-российской границы. Начата реальная борьба с отрядами профессионально-подготовленных российских «туристов», передвигающихся по восточным и южным областям Украины, организующих пророссийские митинги, погромы обладминистраций, водружение над ними российских флагов и другие провокационно-силовые незаконные акции.

Но указанных позитивных результатов пока явно недостаточно. Обратим внимание на две группы дополнительных внешнеполитических, военных и невоенных мероприятий, которые, как нам представляется, необходимо реализовывать как можно быстрее.

Первая группа мероприятий должна быть направлена на противодействие проведению крымскими властями 16 марта с.г. известного неконституционного референдума и имплементации Россией его результатов, а также на деблокирование и обеспечение жизнедеятельности соединений и частей наших Вооруженных Сил и погранслужбы, расположенных в АРК.

Прежде всего, следует усилить дипломатическую работу в рамках ООН, ОБСЕ, ЕС, НАТО, женевского центра по правам человека ООН и других международных организаций для принуждения России к допуску Миссии международных наблюдателей ОБСЕ в АРК и организации их работы в районах расположения на полуострове наших военных объектов и структур погранслужбы.

Известно, что 7 марта с.г. АРК посетила Верховный комиссар ОБСЕ по делам национальных меньшинств А.Торс. В официальном пресс-релизе, опубликованном по результатам этого визита, она высказала тревогу относительно риска возникновения жестокого конфликта на полуострове и последствий, которые могут возникнуть для всех граждан, особенного для украинской и крымско-татарской групп населения. В данном контексте руководству Украины следовало бы поддержать обращение Меджлиса крымско-татарского народа (от 6 марта с.г.) к ООН, другим международным организациям, парламентам и правительствам иностранных государств с призывом немедленно рассмотреть возможность введения на территорию АРК миротворческих сил ООН.

При этом Украине имеет смысл официально обратиться в СБ ООН, ОБСЕ и ЕС с просьбой о создании и отправке в АРК не миротворческих сил, а соответствующей гражданско-полицейской миссии Европейского Союза. На неё можно было бы возложить задачи по поддержанию безопасности на полуострове, оказанию помощи органам власти в налаживании демократического местного самоуправления, содействию политическому процессу по определению обновлённого расширенного статуса АРК в составе Украины, организации независимой работы судебных органов, усилению борьбы с организованной преступностью, коррупцией и расследованием различных преступлений. Некоторым аналогом такой миссии может служить действующая с 2008 года в Косово Миссия ЕС (EULEX).

Кроме того, для обеспечения противодействия агрессии России Украина должна срочно отозвать и возвратить на Родину (в соответствии с процедурами, предусмотренными Законом Украины «Об участии Украины в международных операциях по поддержанию мира и безопасности») свои национальные контингенты, участвующие:

а) в Миссии ООН по стабилизации в Демократической Республике Конго – 18-й отдельный вертолётный отряд (4-е боевых вертолёта Ми-24 и подразделения обеспечения общей численностью 154 военнослужащих);

б) в Миссии ООН в Либерии – 56 отдельный вертолётный отряд (3 боевых вертолёта Ми-24 и 8 транспортных вертолётов Ми-8МТ с подразделениями обеспечения общей численностью 275 военнослужащих);

в) в Многонациональных силах КФОР НАТО в Косово – подразделение в составе 4-х взводов (общей численностью более 130 военнослужащих с подразделениями обслуживания и 35-ю единицами автотехники).
Также, с учётом вышеупомянутых обстоятельств, Украине нужно было бы проинформировать руководство Европейского Союза и НАТО о временном прекращении участия подразделений её Вооружённых Сил в операции ЕС «Аталанта» и, соответственно, в военно-морской антитеррористической операции Альянса в Средиземном море «Совместные усилия».

Учитывая пребывание Украины в состоянии войны с Россией, рекомендуется расторгнуть (из-за форс-мажорных обстоятельств) неоднократно критикуемый в прессе договор аренды между ЗАО «Украинские вертолеты» и командованием Сухопутных войск о передаче указанной коммерческой структуре 16-и вертолётов Ми-8МТ, принадлежащих Вооружённым Силам, в которых они остро нуждаются при выполнении оборонных задач, особенно в АРК.

Актуальной представляется задача организации регулярной доставки гуманитарных грузов гражданскими вертолётами, в том числе по линии Госслужбы по чрезвычайным ситуациям и Минздрава, расположенным в АРК соединениям и частям Вооружённых Сил, структурам погранслужбы, семьям военнослужащих и др.

Следует также внимательно оценить целесообразность предупредительного прекращения подачи в АРК накануне и в день проведения неконституционного референдума электроэнергии, воды, газа, отключения мобильной и стационарной связи, Интернета, приостановления железнодорожного, автомобильного и авиационного сообщения.
Но главная наша задача – не дать противнику в марте-мае 2014 года сорвать проведение президентских выборов в Украине, результаты которых положат конец спекуляциям России о будто бы нелегитимности власти в нашей стране. Исходя из этого, вторая группа мероприятий должна быть направлена на обеспечение нормальной подготовки и чёткого, демократического проведения в Украине 25 мая с.г. президентских выборов.

Цели действий России на территории Украины в оставшиеся до них два месяца предсказуемы. Главная из них — не дать народу Украины получить законно избранного и легитимного главу государства – президента, создать в стране обстановку безвластья, беззакония и хаоса.

Сценарии российских действий тоже известны. Дальнейшая управляемая и подпитываемая извне людскими и финансовыми ресурсами дестабилизация политической, социальной и экономической ситуации в Харькове, Луганске, Донецке, Херсоне, Николаеве, Одессе, и, возможно, в Днепропетровске и Запорожье. Выдвижение подготовленными отрядами российских туристов-демонстрантов требований о проведении вместо выборов президента местных референдумов о вхождении соответствующих областей в состав России (по примеру крымского референдума). Провоцирование ими жёстких столкновений участников акций с правоохранителями, захватов и погромов госадминистраций, помещений избирательных комиссий, вывешивание российских флагов, пророссийских лозунгов и т.п.

И на таком фоне весьма вероятен ввод российских войск для защиты «соотечественников» в указанных выше и других украинских городах. Ведь по имеющейся информации, большая часть этих войск после проведения известных учений, остались в районах, расположенных вдоль северной и восточной границ Украины. Кроме того, часть российских воинских подразделений и отрядов профессионально-подготовленных «туристов» сосредоточилась в Приднестровье с целью возможного вторжения с севера в Одессу.

Безусловно, военные возможности Украины по отражению всех перечисленных и других военных угроз крайне ограничены. И поэтому необходимо привлечь соответствующую международную помощь наших западных соседей и партнёров, а также тщательно спланировать использование имеющихся национальных сил и средств обороны.
Прежде всего, целесообразно было бы срочно подготовить (в соответствии с нормами Закона Украины «О порядке допуска и условиях пребывания подразделений вооружённых сил других государств на территории Украины») и принять Верховным Советом Украины Закон Украины «О допуске подразделений военно-воздушных, военно-морских и сухопутных сил вооружённых сил других государств на территорию Украины с целью предоставления Украине, на её просьбу, военной помощи в отражении вооружённой агрессии со стороны России».

С одной стороны, такой Закон станет адекватным ответом нашего Парламента на решения законодателей Российской Федерации, давших согласие на применение её президентом российских вооружённых сил на всей территории Украины. А с другой стороны, его наличие позволит Украине быстро и законно получать иностранную военную помощь в случаях российской агрессии, осуществляемой и вне территории АРК.

Кроме того, Украине желательно официально обратиться в СБ ООН, ЕС, НАТО и к США, Великобритании, Франции, Германии и другим западным государствам, а также к Китаю с просьбой создать над её территорией бесполётную зону для недопущения полётов российских военных самолётов, вертолётов и дистанционно-пилотируемых аппаратов, которые нарушают её воздушные границы, создают реальные угрозы для полётов гражданской авиации и т.п.

На основе вышеупомянутого Закона, можно также предложить США и НАТО использовать воздушное пространство над западными и центральными районами Украины для патрулирования в этих районах их разведывательной авиации, в том числе самолётов ДРЛО Boeing E-3 Sentry «AWACS» и БПЛА MQ-1 Predator, обмена разведывательной информацией о действиях российских войск на границах нашего государства и т.п.

Общеизвестно, что российские войска захватили в АРК украинские истребители, системы наведения и управления их действиями, зенитные ракетные соединения и части противовоздушной обороны, соответствующие командные пункты, радиолокационные роты. Это вынуждает Украину обратиться к США и НАТО с просьбой оказать помощь в усилении противовоздушной обороны её атомных электростанций, гидросооружений днепровского каскада и ряда опасных химических производств, магистральных газопроводов, а также их защиты от возможных атак воздушных террористов.

Сегодня Украина фактически не имеет военно-морского флота. Его немногочисленные корабли заблокированы российскими кораблями в Севастополе и Донузлаве. При этом Россия накапливает силы морской пехоты и десантные корабли (в том числе Балтийского и Северного флотов) в Севастополе и в Новороссийске для высадки морских десантов в районах Херсона, Николаева и Одессы. В украинских Вооружённых Силах, к сожалению, сегодня нет и эффективных противокорабельных средств воздушного, наземного и морского базирования.

С учётом сказанного, Украине следовало бы обратиться к США, как стратегическому партнёру и одному из гарантов её безопасности, с просьбой о срочной поставке нашим Вооружённым Силам в рамках реализуемых американских программ военной помощи иностранным государствам (FMA или FMS) противокорабельных крылатых ракет авиационного, корабельного и берегового базирования типа AGM/RGM-84 «Гарпун».

Тем не менее, главное внимание наше Министерство обороны и Генеральный штаб должны уделить организации в кратчайшие сроки всех видов обороны наиболее важных объектов на подступах и непосредственно в г.г. Харьков, Луганск, Донецк, Херсон, Николаев, Одесса и, возможно, в Днепропетровске и Запорожье.

Речь идёт о создании:
1. нескольких последовательных рубежей передовой обороны (противотанковой и противовоздушной, подготовленной в инженерном отношении) на каждом из наиболее вероятных направлений наступления сухопутных частей российских войск, имеющих задачу захвата центральных районов упомянутых городов;
2. районов основной обороны аэродромов, расположенных как в черте указанных городов, так и вблизи них, с целью недопущения их захвата специальными или воздушно-десантными подразделениями противника, уничтожения при попытках посадки на них его военно-транспортных самолётов и вертолётов с войсками и грузами и т.п.;
3. районов основной обороны центральных площадей и госучреждений (администраций, мэрий, помещений избирательных комиссий и др.) в упомянутых городах;
4. нескольких последовательных рубежей уничтожения ударами авиации, ракетных войск и артиллерии десантных кораблей противника на дальних подступах к морским портам в г.г. Херсон, Николаев и Одесса, а также противодесантной обороны в наиболее вероятных районах высадки российской морской пехоты;
5. мобильных резервов сухопутных войск, артиллерии и армейской авиации, необходимых для усиления в ходе боевых действий сил обороны отдельных районов и объектов, проведения контрударов и выполнения других внезапно возникающих боевых задач.

Для выполнения перечисленных мероприятий необходимо:
1. определить состав соответствующих межвидовых группировок соединений и частей сухопутных войск, воздушных и военно-морских сил;
2. назначить руководство упомянутых районов обороны в г.г. Харьков, Луганск, Донецк, Херсон, Николаев, Одесса и возможно в Днепропетровске и Запорожье;
3. начать передислокацию и развёртывание в районах обороны соответствующих частей и подразделений Вооружённых Сил;
4. осуществить их инженерное оборудование;
5. обустроить места временного размещения личного состава, вооружения и военной техники, создать необходимые запасы материальных средств (ГСМ, продовольствие и др.);
6. провести боевое слаживание личного состава, подразделений и штабов районов обороны;
7. организовать боевое дежурство дежурных средств в передовых и основных районах обороны и т.п.

Конечно, всё это можно реализовать при условии напряжённой, слаженной и целенаправленной деятельности всех структур Министерства обороны, Генерального штаба, командований видов и родов войск (сил), тесного их взаимодействия с Советом национальной безопасности и обороны, Кабинетом Министров, главами областных и районных администраций, местных органов самоуправления и с общественностью.

Руководство России объявило войну Украинскому народу. Агрессор уже вторгся на нашу территорию и бесчинствует на ней. Время для дискуссий исчерпано. Промедление смерти подобно!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь
Captcha verification failed!
оценка пользователя капчи не удалась. пожалуйста свяжитесь с нами!