Принятие таких решений, что называется – на уровне органов местного самоуправления – начало быстро распространяться по Европе, затем – по миру.
Толчком к таким решительным мерам на местах стало то, что сопротивляться натиску транснациональных корпораций на уровне общегосударственном гораздо сложнее. Ни для кого уже давно не секрет, что годовые бюджеты таких гигантов как «Монсанто» во много раз превосходят бюджеты таким стран, как Украина, и для достижения своих коммерческих целей корпорации активно используют лоббизм на всех уровнях, в том числе и на правительственном. История с многолетним принятием закона об использовании трансгенов в Украине тому подтверждение.
Из последних «достижений» украинского законодательства в этом направлении можно смело называть безапелляционное ветирование президентом вполне приемлемого и нужного закона об органическом производстве. Попавший под неожиданное вето закон был мирно принят и одобрен как оппозиционными депутатами, так и входящими в парламентское большинство. Тем не менее, гарант Конституции, ничтоже сумняшеся подписывающий сомнительные законодательные инициативы (чего стоит один закон о красном знамени), отказался подписывать закон об органическом производстве с довольно туманной формулировкой: «не обеспечивает системного решения всего комплекса вопросов в сфере органического производства, не отвечает Конституции Украины и ряду законов Украины». И при этом ни один депутат, из проголосовавших за законопроект, в Конституционный суд за разъяснениями не обратился. А между тем, в европейском сообществе Украину все еще продолжают рассматривать как одного из наиболее мощных потенциальных игроков на рынке органического производства.
Откровенно говоря, такие чудеса происходят не в одной только Украине, и британская инициатива 1998 года возникла, что называется, не на пустом месте. За прошедшее время более тридцати стран мира имеют зоны, свободные от ГМО. Из ближайших соседей Украины – это Болгария, Венгрия, Словения, Литва, Румыния. Для создания такой зоны всего лишь надо желание общественности и политическая воля местного совета.
Исходя из недавних социологических исследований Института Горшенина, желание у общества избежать потребления продукции с ГМО – определенно есть. 61% украинцев выразили желание никогда не покупать продукты, имеющие в себе содержание трансгенов. При этом по отдельным регионам процент людей, готовых сознательно отказать трансгенам в доступе в свои дома и на свои рынки, доходит до 80. Казалось бы – почему бы местным депутатам не прислушаться к пожеланиям, делегировавших их во власть избирателей?
О том, что влияние трансгенов на человеческий организм до сих пор не исследовано давно уже говорится в открытую, более того за последнее время появилось достаточно серьезных научных исследований, для того чтобы признать, что риски для здоровья существуют. О том ,что бесконтрольное распространение трансгенных организмов несет сокращение природного биоразнообразия не первый год говорят биологи. В конце концов, сегодня все явственней выступает социально-экономический аспект проблемы. Ни один фермер, высеивающий гм-культуры, не может самостоятельно гарантировать их нераспространение на соседние участки. В связи с этим, потери понесут производители органической продукции, чьи поля соседствуют с гм-посевами. И даже те, что занимаются традиционным земледелием, не будут иметь гарантий, что на их поля случайно не попадут гм-растения, являющиеся «интеллектуальной собственностью» транснациональной корпорации, за что, ничего не подозревающему фермеру придется выплачивать этой корпорации многотысячные компенсации.
Учитывая все это, инициатива местных органов власти по созданию зон, свободных от ГМО, кажется вполне логичной. Преференции очевидны – местные фермеры, производители продуктов питания и дистрибьютеры получают возможность повысить свою репутацию и увеличить качество продуктов, местные жители, кроме возможности покупать желаемые безопасные продукты, получают уверенность, что власти заботятся о качестве жизни населения и сохранении окружающей среды. Для аграрных регионов Украины, а также, для областей, делающих ставку на развитие туризма – подобные решения были бы далеко не лишними.
Достаточно детально об этом говорилось экспертами международной организации «Друзья Земли» в Украине перед прошлыми выборами в местные советы. К сожалению, никто из вновь избранных депутатов на местах не прислушался к экспертному мнению. Почти за год работы местных советов в новом составе не было зарегистрировано ни единой инициативы по решению проблемы распространения ГМО в отдельно взятом регионе.
Если проанализировать излюбленные занятия депутатов местных советов, то получится странный микс из решений по вывешиванию флагов, статусов языков, разрешения-запрещения всяческих общественных действий и акций, переименования улиц и станций метро в режиме «туда-сюда-обратно» (видимо, для создания большего хаоса в головах у жителей и гостей населенных пунктов, чем уже есть), а также вопросы распределения земли и недвижимости. Кроме двух последних пунктов, которые служат поддержкой жизнедеятельности самих народных избранников, вящей пользы все вышеперечисленное никак не приносит. И относится, скорее, к сугубому виртуалу, направленному на получение сиюминутных политических выгод.
Иногда попадаются и явно экзотические решения, вроде эпохального принятия Херсонским городским советом решения о запрещении в ночное время лаять собакам, мяукать кошкам и кукарекать петухам. Здесь побудительные мотивы ясны и понятны, и ни о каких европейских тенденциях говорить не приходится. ГМО под балконом не лают. Поэтому народные избранники могут спать спокойно. Возможно, депутатов избираем «не таких», не озабоченных серьезно вопросами экологической безопасности, качеством жизни населения, приближения его к европейским стандартам? Однако, например, в Одессе и Николаеве, самое малое по три избранника в горсовет декларируют свою принадлежность к экологическому движению. И тоже – тишина.
Не далеко от провинций ушла и столица. Пока еще ни одного голоса в аспекте обсуждения стратегии развития Киева до 2025 года не прозвучало с предложением сделать столицу зоной, свободной от ГМО. Хотя это было бы интересно хотя бы в преддверии ожидаемого «Евро-2012». Тем более, что в Киеве имеются, по меньшей мере, три лаборатории, способные производить анализы гм-составляющих в продуктах питания и семенном материале. То есть, работы уже было бы поменьше. Однако экологическое мышление киевских властей далее мусорных проблем и вредных выбросов в атмосферу не простирается. Спасибо, конечно, и на этом, но мировое сообщество уходит в своем развитии все дальше и дальше. В связи с этим утопические размышления Киевсовета о привлечении в столицу штаб-квартир международных организаций напоминают описанное «любимым поэтом президента» Антоном Чеховым решение заседания городской думы Торжка: «о поднятии средств городских – пригласить Папу Римского в Торжок, просить его избрать Торжок своей резиденцией». Для штаб-квартир международных организаций нужны международные стандарты качества жизни. А где ж их взять?
Интересно и то, что украинские общественные организации экологической направленности обладают весьма качественным экспертным потенциалом международного уровня, и способны разработать и научно обосновать все экономические и социальные выгоды и преимущества создания зон свободных от ГМО на местном уровне. Да и на практике воплотить такое решение в жизнь помочь вполне могут.
Только, к сожалению, у нас побудительным мотивом к таким решениям может быть лишь два варианта – обязательное требование каких-либо международных финансовых институтов, или же какой-либо «грянувший гром», когда уже и перекреститься никто не успевает. А пока, как уже говорилось, ГМО под балконом не лают…
Радмила Корж