Революции не будет. Капитализм рушится по собственной воле — он выходит из-под контроля такими темпами, которых мало кто из нас ожидал или даже представлял.
Спорное преимущество краха перед революцией заключается в том, что у вас больше шансов избежать гильотины и ГУЛАГа. Неоспоримым недостатком является то, что без революции и авангарда нет ни идеи, ни плана, куда двигаться дальше.
Многие считают — а может быть, просто надеются, — что все, что нам нужно сделать, это немного подправить неолиберализм. Смириться с тем, что основанный на правилах порядок немного перекосился в пользу корпораций и финансовых институтов, а не потребителей и рабочих. Склоните его в другую сторону и вернитесь к старому доброму либерализму, а не к перегруженному неолиберализму. Все будет хорошо.
Я так не думаю. Я не думаю, что Джон Кеннеди и Линдон Джонсон, а тем более Ричард Никсон, или Роберт Шуман, или Дэн Сяо Пин имели ответ на то, что сейчас беспокоит мир, во всем уродливом многообразии этого недуга. Я думаю, что мы переживаем период, когда международные институты и национальные правительства не в состоянии сформулировать последовательную политику, а тем более обеспечить ее эффективную реализацию.
Отчасти в этом виновато решительное уничтожение и дискредитация правительства неолибералами. Также как и войны и внутренние противоречия внутри капитализма, в частности, абсурдная презумпция бесконечного роста в ограниченном мире.
Каковы бы ни были причины, глобальный экономический порядок под руководством США, существовавший десятилетиями ранее, разрушен. Прозвучавшие в прошлом году предложения советника по национальной безопасности США Джейка Салливана о его «обновлении», при котором лидерство США чудесным образом сохранится, находятся где-то между нереальностью и нелепостью. Нет. Многополярность — это описание отсутствия глобального порядка, а не наличия чего-то конкретного.
Старый порядок был настолько плох, что отсутствие чего-либо на его месте может стать улучшением. Однако многополярность зависит от того, что отдельные страны и народы будут сотрудничать на специальной основе, чтобы предотвратить хаос, перефразируя Штрика. Будем надеяться, что это сработает. Но с учетом возможности голода, массовой миграции и других катастроф, связанных с изменением климата, отсутствие глобального порядка будет в лучшем случае вызывать тревогу…
«ВТО отложила церемонию закрытия в Абу-Даби более чем на день, поскольку блок из 166 стран пытался достичь консенсуса по вопросам рыболовства, сельского хозяйства и другим [важным] вопросам. Единственное значимое соглашение было достигнуто по вопросу продления паузы в налогообложении цифровых носителей, таких как фильмы и видеоигры».
Другими словами, единственное, о чем правительства стран мира договорились на торговой арене за последние два года, — это воздержаться от введения налогов на игры и фильмы, которые, как надеются правительства, не дадут людям заметить, что происходит в реальном мире.
На продовольственном фронте, где ВТО не удалось найти консенсус, фермеры от Индии до Испании и Польши выходят на улицы, жалуясь на то, что продукты питания слишком дешевы, чтобы покрыть расходы, хотя многие обедневшие жители городов и поселков едва могут позволить себе поесть. Постоянно растущее количество удобрений и пестицидов, необходимых для поддержания агробизнеса, убивает рыбу в океане, а также жуков и птиц в небе и многих людей на земле.
Бесполезно обращаться к «частному сектору». Агропромышленная компания, с которой все началось, Monsanto (теперь часть Bayer AG), едва платежеспособна и находится под давлением необходимости отделить свое биотехнологическое подразделение (Monsanto) с его бременем многомиллиардных американских исков, связанных с раком, и отсутствием новых пестицидов, которые могли бы уничтожать сорняки у себя дома или не убивать посевы соседей. Многие из аналитиков считают, что отдельная компания Monsanto не сможет выжить.