В книге «Долги: первые 5000 лет » Грэбер описывает историю денег, кредитных систем и долгов. Будучи антропологом, он придает важный акцент разговору о деньгах. В частности, о том, как долг влияет на развитие человеческих отношений в обществе.
Изучение Грэбером истории чеканки монет открывает поразительную истину: долги используются для финансирования военных кампаний, а военные кампании используются для захвата активов, чтобы произвести деньги в попытке погасить эти долги.
Это разлагающая петля обратной связи.
Грэбер использует Древний Рим, чтобы сформулировать эту мысль:
«Всю Римскую империю в период ее расцвета можно рассматривать как огромную машину для добычи драгоценных металлов, их чеканки и распределения среди военных — в сочетании с налоговой политикой, направленной на поощрение завоеванного населения к использованию монет в повседневных операциях… К закату империи большинство жителей сельской местности, которые не были прямыми рабами, стали, по сути, долговыми крестьянами какого-нибудь богатого помещика, что в конечном итоге было юридически оформлено императорскими указами, привязывающими крестьян к земле. Не имея свободного крестьянства, которое могло бы составить основу армии, государство было вынуждено все больше полагаться на вооружение и наем германских варваров из-за имперских границ». (Graeber, David. Debt. 316-318.)
Физические деньги появились для того, чтобы их можно было распределять и облагать налогами в контексте финансирования войн. Во время войны экономика работала как кредитная система, построенная на доверии и чести. Вы могли открыть счет в местном пабе, и если вы были готовы его погасить, кредит предоставлялся вам — не требовалось ни монет, ни бумажных купюр.
Это проливает новый свет на все, что, как вам казалось, вы знали об истории.
Эпоха исследований, например, была не просто чудесным временем европейского авантюризма. Это было время, когда европейские державы были втянуты в дорогостоящие войны друг с другом и, как следствие, погрязли в долгах.
Заморские колонии использовались для того, чтобы возместить некоторые потери, понесенные в этих войнах. Америка не стала исключением.
Нас учат верить, что Америка была основана на альтруистических принципах свободы и вольности. На самом деле это было восстание против налогов, введенных королем Георгом III для погашения военных долгов Англии.
Даже современные военные кампании можно проследить на примере долгов и денег. Согласно Грэберу:
«Самыми значительными зарубежными покупателями американских казначейских облигаций, как правило, были банки стран, которые фактически находились под военной оккупацией США». (Graeber, David. Debt. 502.)
Как и предупреждал Эйзенхауэр, в современной Америке существует чрезмерное влияние военно-промышленного комплекса. Но, как объясняет Грэбер, военные играют ключевую роль в поддержании экономики на плаву, независимо от того, осознаем мы это или нет.
Капитализм — это бесконечная экономическая система, которая работает в ограниченном мире — она неустойчива
Хотя долг и создание денег являются важными компонентами экономики, сама экономическая система определяет, сколько долгов будет создано.
Капитализм, конечно же, является основной экономической системой современного мира. Он предполагает, что люди могут находиться в частной собственности на активы и средства производства, включая рабочую силу.
Проблема капитализма заключается не в частной собственности. Это осознание того, что в какой-то момент мы достигнем предела экспансии.
Это случилось с Римом. Это случилось с европейскими колониальными державами. История говорит нам, что это произойдет и с Америкой.
Таким образом, Грэбер утверждает, что дни капитализма сочтены:
«Есть веские основания полагать, что через поколение или около того капитализм как таковой перестанет существовать — прежде всего, как постоянно напоминают нам экологи, потому что невозможно вечно поддерживать двигатель вечного роста на ограниченной планете, а нынешняя форма капитализма, похоже, не способна породить такие мощные технологические прорывы, чтобы начать поиск и колонизацию других планет». (Graeber, David. Debt. 523.)
Основным способом поддержания капитализма до сих пор был долг.
Подумайте: почти все, чем вы «владеете», является побочным продуктом долга. Ваше высшее образование. Ваш дом. Даже ваша машина.
Благодаря кредитованию банки могут генерировать новые деньги. Ваша задолженность — это их актив.
Долг — это не только основа денег, но и важнейший компонент нашей современной капиталистической экономики. Чтобы экономика продолжала развиваться, должники на самом деле не могут погасить свои долги. Погашение долга означает ликвидацию активов, которые он представляет, и денег, которые он создает.
Мы не только достигаем физических пределов природных ресурсов, которые можно добывать для подпитки экономики. Мы также достигаем пределов долга.
В какой-то момент больше не будет будущего, под которое отдельные должники могли бы заложить свой труд. Когда это произойдет, долговые обязательства, представляющие собой IOU, и ценность, которую они обеспечивают в экономике, исчезнут. А вместе с ним и деньги.
Заключительные мысли
Грэбер завершает книгу прогнозом того, что последует за неизбежным крахом капитализма и нашей денежной системы, основанной на долге:
«Настоящий вопрос сейчас в том, как немного сбавить обороты, чтобы двигаться к обществу, в котором люди могут жить больше, работая меньше». (Грэбер, Дэвид. Долг. 535.)
Не случайно компании изучают возможность сокращения рабочей недели, в то время как многие измученные работники массово увольняются.
Экономика, основанная на долге, не может быть устойчивой. И никогда не была.
Что же будет дальше?
На горизонте маячит пересмотр общественного договора.
И правительство, и его граждане находятся на грани неплатежеспособности. Что-то должно произойти.
Так и будет.
Но есть и другой вариант, который стоит рассмотреть. Мы можем продолжать исследования, как и много веков назад.
Мы можем продолжить экспансию, но на этот раз на другие планеты. Прошло более десяти лет с тех пор, как Грэбер написал книгу «Долг: первые 5000 лет». То, что тогда было технологически невозможным, сейчас все ближе к тому, чтобы стать возможным.
Вопрос в том, хотим ли мы учиться на своих ошибках или будем их повторять?