Лауреат Нобелевской премии и автор новой книги «Экономика в Америке» утверждает, что экономисты должны вернуться к служению обществу
Когда Ангус Дитон прибыл в США четыре десятилетия назад, он воображал, что у него есть что сказать об экономическом неравенстве и о том, как с ним бороться, что американцы, возможно, захотят услышать. Вместо этого великие экономические умы того времени посоветовали ему заткнуться.
Лауреат Нобелевской премии по экономике 2015 года, родившийся в Шотландии, поначалу изо всех сил пытался понять, почему у него так мало интереса к предмету, который большинство европейских экономистов считали центральной задачей послевоенной политики по сокращению бедности и построению более справедливого общества.
Но, как описывает Дитон в своей беспощадной новой книге «Экономика в Америке: экономист-иммигрант исследует страну неравенства», он вскоре понял он сломя голову столкнулся с либертарианскими монетаристами Чикагской школы экономики, и они определяли политику США.
«Существует очень сильное либертарианское убеждение, что неравенство не является подходящей областью исследования для экономистов», — сказал Дитон. «Даже если вы беспокоитесь о неравенстве, было бы лучше, если бы вы просто молчали и жили с этим».
Дитон настоял на своем, завоевав репутацию оппозиционера, внимательно изучающего преобладающую ортодоксальность, согласно которой неограниченный свободный рынок обеспечит большее экономическое равенство и свободу личности, и что государственное вмешательство и регулирование подорвут и то, и другое.
Результатом, по словам Дитона, является хищническая разновидность капитализма в США, которая обогащает корпорации и богатых за счет трудящихся, углубляет неравенство в богатстве и возможностях и – хотя многие американцы будут это отрицать – способствует росту классовая система. Разбирая систему, Дитон сосредотачивает внимание на очевидной абсурдности утверждений о чистоте рынка.
«Когда вам требуется нужна оперативная помощь, то вы лишены возможности найти лучшее обслуживание или торговаться о ценах; наоборот — вы беспомощны и идеальная жертва для хищника», — пишет он.
Результаты очевидны. Реальная заработная плата стагнировала с 1980 года в то время как производительность труда выросла более чем вдвое, а прибыль снизилась. 10% богатейших семей США теперь владеют 76% богатства. Нижним 50 % принадлежит всего 1%.
Пришло время, утверждает Дитон, для экономистов вернуться к служению обществу.
«Эта дисциплина оторвалась от своей истинной основы — изучения человеческого благосостояния», — пишет он.