Как только в истории появились большие оседлые общества, появились и механизмы управления массовым мнением. Религия была одним из них. Но есть более незаметные — «идеологии», как говорил Карл Маркс, объясняя, как можно защитить капитализм с помощью мифов и коллективных заблуждений.
В свободном предпринимательстве существует непосредственная связь между тем, кто выполняет работу, и тем, кому принадлежат конечные результаты. В капитализме связи практически нет. Причины выражены в самих названиях: свободное предпринимательство — это предприимчивость — непосредственное участие в труде по производству продуктов и услуг. Капитализм — это капитал — инвестирование в чужой труд.
Свободное предпринимательство — это бизнес, в котором сфера собственности и сфера труда перекрываются или совпадают. Управленческая деятельность, принятие решений и ответственность остаются в сфере труда — рабочих, выполняющих работу.
Капитализм — это бизнес, в котором сферы собственности и труда разделены. Управленческая деятельность и принятие решений передаются с уровня, удаленного от сферы труда. Собственность не участвует в работе, а извлекает прибыль из сферы труда. Более того, при капитализме, в отличие от свободного предпринимательства, владение и управление компанией является вершиной власти над сферой труда, восходящей к феодальным социальным структурам.
То, что работникам платят и не подвергают физическому насилию, не означает, что их не эксплуатируют. Маркс правильно понял еще одну вещь, когда указал, что капитализм забирает прибавочную стоимость труда рабочих. Рабочие производят больше стоимости, чем им возмещается в виде заработной платы. Часть стоимости, произведенной трудом присваивается капиталистическим инвестором. Так функционирует капитализм, хорошо это или плохо.
Один из тезисов, используемых для защиты капитализма, заключается в том, что капитализм создает рабочие места. Считается, что капитализм — лучший способ создания рабочих мест. Хотя любая экономическая деятельность потенциально создает рабочие места, а капитализм — это всего лишь один из подходов.
На самом деле только клиенты создают рабочие места. Только когда есть кому платить за товар или услугу, производитель будет зарабатывать деньги. Капиталисты это знают. Капиталист никогда не скажет: «Эй, у меня куча денег, я создам много работы». Они нанимают сотрудников только в том случае, когда считают, что для выполнения запросов клиентов требуется больше рабочих, что приведет к росту продаж и прибыли, соответственно. Рабочие места создают ПОТРЕБИТЕЛИ.