Статья — очередной пример того, как работает капитализм: истощает общественный ресурс и приватизирует доступ к общественному благу ради шкурного интереса.
Орошение полей истощает водоемы и подземные горизонты ради прибыли «эффективных частных собственников». Следует заметить, что потребность в орошении усилилась с глобальным потеплением, вызванным климатическим кризисом, который, в свою очередь, стал следствием хищнического разграбления ресурсов планеты экономической системой, основанной на долге, бесконечном росте и ссудном проценте.
Сегодня, когда на планете заканчивается питьевая вода, вместо того, чтобы ставить вопрос справедливости и переосмысления неустойчивых подходов, капитализм намерен высосать воду до капли, заработать на ее дефиците и рухнуть вместе со всем обществом.
Я видел как это выглядело на херсонщине и в других местах — миллионы кубометров воды высасывается для полива бескрайних полей кукурузы и других культур из каналов и водоносных горизонтов, ради заработков частного (часто иностранного) агрохолдинга.
Статья рассказывает, что происходит сегодня в засушливых регионах Америки и других стран. Это пример того, что в ближайшей перспективе ждет и нас. Мы могли бы поучиться на чужом опыте и ошибках, но нет.
Вода — стратегический природный ресурс, который надо поставить под жесткий контроль. Начать активную борьбу с нарушителями водного и земельного кодекса, аграриями и незаконными скважинами. Занятиься проблемой водности малых рек и их восстановлением (не расчисткой, на которой наши власти так любят отмывать деньги). Но наш министр, Руслан Стрелец и другие ответственные за природные ресурсы в нашей стране статей не читают. Вопрос воды (ее изобилия и качества) не стоит на повестке дня…
У нас все еще мечтают о каких-то водных путях «из Варяг в греки», чтобы заработать на транзитной торговле. Как это будет выглядеть на пересохших реках, никто не задается вопросов.
Что ж, вот вам картина будущего, из тех мест планеты, где она уже стала реальностью.
Для многих будет познавательно узнать, что «инвестиции» из таких стран как Саудовская Аравия, подразумевают покупку земель с доступом к воде для создания собственных промышленных ферм и сельскохозяйственной продукции для экспорта обратно в свою страну. По факту такая «инвестиция» означает, что мы отдаем стратегические невозобновляемые ресурсы — землю и воду, получая взамен что? Опустынивание и обезвоживание земель. В статье приводится отличный пример того, как неразумно саудиты распорядились собственными ресурсами, в ущерб будущим поколениям. Теперь они собираются сделать тоже самое с другими странами… Это называется «рынком».
Много дождей, но мало воды
Так называлась недавняя статьи о сильных ливнях, обрушившихся на Калифорнию в декабре прошлого года. В этом штате выпало большое количество так необходимых осадков, но, как говориться в статье, этого было недостаточно, чтобы спасти его от последствий сильнейшей засухи. Главные резервуары Калифорнии остаются ниже среднего уровня для этого времени года. Система реки Колорадо, снабжающая Калифорнию и шесть других западных штатов США, еще меньше: одно из питающих реку озер, находится на самом низком уровне за столетие. 64 процента скважин, питающихся от грунтовых вод также ниже нормы.
Но проблема не только в засухе. Проблемы с водой в Калифорнии связаны в основном с массовым и быстрорастущим промышленным производством овощей, орехов и молочных продуктов, в основном для экспорта в другие штаты. Огромные промышленные молокозаводы и другие промышленные фермы штата также потребляют огромное количество воды. Их работа зависит от орошения, большая часть которого снабжается из грунтовых вод. Например, площади, засаженные водоемким миндалем, увеличились почти вдвое.в последнее десятилетие.
Ученые подсчитали, что с 2019 года скорость истощения грунтовых вод выросла почти на треть, чем во время двух последних засух. Как пишет Том Филпотт в своей превосходной книге: «По сути, фермы, поставляющие продукты на полки супермаркетов, стали настолько жадными к орошению, что, даже с учетом дождливых лет, они неуклонно истощают довольно скромные водные ресурсы Калифорнии».
По этой причине падение уровня грунтовых вод в Калифорнии имеет ряд драматических последствий. В 2022 году в штате было зарегистрировано более 1400 сухих колодцев, что является самым высоким показателем с тех пор, как официальные лица начали отслеживать их состояние в 2013 году. Чтобы обеспечить людей водой, их придется сильно углубить. Истощение водоносного горизонта приводит к проседанию части земли в Центральной долине Калифорнии. По мере того как уровень воды падает, пространства, оставшиеся под землей в слоях гравия, песка и глины, разрушаются, постоянно снижая водоудерживающую способность водоносного горизонта. В некоторых частях долины земля проседает на 30 см в год, из-за чего каналы и колодцы повреждаются еще сильнее.
По мере того, как разрушается плодородный слой почвы и становится более плотным, она больше не может удерживать воду и становится непригодной для земледелия.
Истощение грунтовых вод — не только проблема Калифорнии. Она характерна для многих крупных орошаемых сельскохозяйственных районов мира. Согласно другому исследованию, глобальная площадь, затронутая истощением подземных вод, увеличилась более чем вдвое в период с 1960 по 2000 год и с тех пор тенденция ускорилась. По оценкам исследователей, под угрозой находится треть основных водоносных горизонтов мира.
«Красные флажки повсюду — более половины крупнейших мировых водоносных горизонтов истощаются. Они прошли переломные точки устойчивости, и треть крупнейших водоносных горизонтов — 13 из них — серьезно пострадали», — сказал Джей Фамильетти, соавтор исследования. Согласно тому же исследованию, в двух самых густонаселенных регионах мира, северной Индии и северном Китае, наблюдается высокий уровень истощения грунтовых вод. Три примечательных случая — это водоносные горизонты реки Ганг и бассейна Инда (оба в Индии) и водоносный горизонт Северного Китая. Как и везде в мире, основной причиной является чрезмерное использование воды для орошения, а изменение климата усугубляет ситуацию.
В индийском регионе Пенджаб, эпицентре Зеленой революции, фермеры наблюдают падение уровня грунтовых вод на один метр в год, что заставляет их в последние годы углублять свои колодцы до более чем 60 метров. Ошеломляющий рост глобального истощения подземных вод за последнее столетие показан на графике ниже.
График: Расчетные глобальные темпы истощения подземных вод, 1900–2008 гг. Источник: Жан Маргат и Жак ван дер Гун « Подземные воды по всему миру, географический обзор», 2013 г., стр. 136.
В период с 1950 по 1980 год площадь орошаемых земель во всем мире удвоилась и с тех пор продолжает быстро расти. Основным фактором, стоящим за этим ростом, была Зеленая революция, которая распространила по всему миру новые и водозависимые сорта пшеницы, риса и кукурузы. Это происходило под давлением Всемирного банка, МВФ и других агентств на страны Глобального Юга, которых стимулировали сосредоточиться на выращивании сельскохозяйственных культур на экспорт, множество из которых требуют обильного полива для роста. Кукурузе требуется 500–900 мм (20–35 дюймов) воды за один вегетационный период, хлопку 700–1300 мм (28–51 дюймов), а таким культурам, как сахарный тростник и бананы, нужно от 1200 до 2500 мм (47–98 дюймов). Для производства одного килограмма говядины коровам требуется не менее 15 000 литров воды!
Сегодня при обсуждении торговли сельхозпродукцией уже принято говорить об импорте и экспорте «виртуальной воды». Но вода редко принимается во внимание, когда принимаются решения об импорте и экспорте продуктов питания. Например, с точки зрения общего количества воды, необходимой для производства риса, Индия, Таиланд, Пакистан и Вьетнам являются ведущими экспортерами виртуальной воды. Но фермеры тех же стран сталкиваются с серьезными проблемами доступа к воде и снижения ее уровня. Если эти страны продолжат экспортировать свою виртуальную воду нынешними темпами, вода у них вскоре может закончиться, или, что еще хуже, ее не хватит даже для того, чтобы прокормить собственное население.
Еще одним аспектом чрезмерного орошения является воздействие на окружающие природные территории. Ярким примером является природный заповедник Доньяна на юге Испании — крупнейшая заболоченная территория в Европе, покрытая более чем 100 000 гектаров лагун и болот, где ежегодно отдыхают сотни тысяч перелетных птиц. В последние десятилетия на территории вокруг заповедника значительно расширилось выращивание клубники и черники. В период с 1982 по 2000 год площадь выращивания клубники увеличилась в шесть раз, и в настоящее время насчитывается около 6000 га теплиц. Поскольку это также один из самых засушливых районов Европы, сельское хозяйство в этих районах сильно зависит от орошения из подземных водоносных горизонтов, и сегодня это иссушает заповедник, угрожая экосистеме водно-болотных угодий, являющийся средой обитания для множества птиц.
В нескольких сотнях километров к востоку находится Альмерия с ее гигантскими тепличными комплексами, которые поставляют большую часть зимних свежих овощей в Европу. Колоссальная площадь в 40 000 гектаров представляет собой настоящее «море пластика» и является самой обширной территорией теплиц в мире. Это также один из самых засушливых районов Европы, и теплицы используют в 4-5 раз больше воды, чем выпадает осадков в год. Для доступа к воде фермерам приходится рыть глубокие колодцы, которые обеспечивают 80% воды, потребляемой сельским хозяйством. Водоносные горизонты при этом не просто истощаются — они деградируют. Повышается соленость грунтовых вод, вызванное вторжением морской воды (неизбежный процесс в интенсивно эксплуатируемых прибрежных водоносных горизонтах), а также концентрации нитратов из-за стока удобрений, вызывая обеспокоенность в отношении местного биоразнообразия и качества питьевой воды. Сегодня многие задаются вопросом, как долго продлится «овощное чудо Альмерии».
Другие страны зависят от так называемой «ископаемой воды», подземных вод, которые оставались запечатанными в водоносном горизонте в течение тысяч или даже миллионов лет. Они считаются невозобновляемыми, потому что не пополняются. Саудовская Аравия — одна из таких стран. В середине 1980-х годов страна приступила к амбициозному сельскохозяйственному плану по выращиванию сельскохозяйственных культур в пустынных районах с использованием древней ископаемой воды, что залегает глубоко под песком, установив централизованные ирригационные системы в бесплодном бассейне Вади-ас-Сирхан в северо-западной части страны.
Пустыня Саудовской Аравии содержала около 500 миллиардов кубометров ископаемой воды, но в последние годы примерно 21 миллиард кубометров ежегодно изымался для поддержания современного интенсивного земледелия. Одно более раннее исследование подсчитало, что 80% этой ископаемой воды к настоящему времени уже исчерпано.
В ответ на это, страна начала поиск сельскохозяйственных угодий в других местах, в основном в Африке, чтобы выращивать продукты питания и экспортировать обратно в Саудовскую Аравию, спровоцировав массовый захват сельхозземель во всем мире, что привело к изгнанию коренных фермеров и скотоводов в Африке и других местах.
Саудовская Аравия и другие страны Персидского залива продолжают искать земли с доступом к воде в других частях мира, где планируют создавать свои собственные крупные фермы, даже в таких местах, как Аризона в США или Судан, где доступ к воде уже является проблемой. Недавний документальный фильм раскрывает, как доступ к воде для производства продуктов питания в настоящее время является главной геополитической проблемой и проблемой безопасности.
Расширение ирригации в сельском хозяйстве оправдывается как компенсация недостатка дождей, вызванного изменением климата. Но эта вода должна откуда-то поступать — и увеличение потребления воды для орошение потребуется вода из озер, водохранилищ и водоносных горизонтов. Это может усугубить конфликты из-за воды, уже усиленные изменением климата, и привести к давно прогнозируемым войнам за воду.
Ясно, что такое нерациональное использование воды для орошения для экспорта сельхозпродукции продолжатся не может. Если мы не остановимся, в мире буквально закончится вода. Настало время найти более устойчивые и локальные методы ведения сельского хозяйства, применяемые мелкими фермерами во всем мире, с обязательным севооборотом, промежуточными культурами и методами совмещения культур, которые экономят воду и сохраняют плодородие почвы. И сосредоточить политику на достижении продовольственного суверенитета, в интересах людей и продовольственной безопасности, а не обогащения транснациональных корпораций.
Этот пост первоначально появился на веб-сайте GRAIN .