29 марта было названо Азиатскими Крестьянскими движеними как День безземельных как дань уважения основанию Азиатской крестьянской коалиции (АКК). АКК, включающая в себя 15 миллионов членов, была создана в 2003 году более чем 20 организациями из 11 стран, чтобы представлять интересы фермеров, безземельных крестьян, рыбаков, сельскохозяйственных рабочих, далитов, коренные народы, пастухов и скотоводов, а также сельских женщин и молодежь.
В этом году в рамках ежегодного собрания, крестьянскими группами и защитниками был отмечен предстоящий Саммит по продовольственным системам (FSS), который Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш проведет в этом году. В то время как подготовка и обсуждение саммита идут полным ходом, крестьянские движения в регионе опасаются этого события.
В АКК выразили обеспокоенность тем, что саммит «завершит процесс легализации и дальнейшее усиление империалистического контроля над продовольствием и сельским хозяйством». Коалиция отметила, что «нет даже намека на дискуссии по решению системных проблем, лежащих в основе голода и бедности, таких как безземелье и отсутствие эффективного контроля над средствами производства со стороны фермеров и других сельских групп производителей сельхозпродуктов в мире.”
Недоверие азиатских крестьянских групп к FSS имеет серьезные основания. Действительно, как могут бедные и маргинализованные фермеры верить тем, кто стоит за FSS, включая саму Калибату с ее связями с крупными агробизнесом, когда эти же силы приводят сотни миллионов фермеров и сельских жителей к голоду и нищете?
Для фермеров в этом регионе, как и в других местах планеты, владение землей и эффективный контроль за ее использованием являются ключом к любой радикальной трансформации продовольственных систем. Большинство сельскохозяйственных угодий в мире сконцентрировано крупными холдингами, связанными с корпорациями-монополиями, владеющими также мощными производственными и торговыми сетями. Согласно открытым данным, 1% крупнейших компаний управляет более чем 70% сельскохозяйственных угодий во всем мире, при этом концентрация земель значительно возрастает в Азиатско-Тихоокеанском регионе и снова растет после предыдущего спада в Африке и Латинской Америке.
Такой несправедливый доступ к земле и контроль над ней создает серьезное неравенство внутри стран и сообществ. В ноябре 2020 года было обнаружено, что на верхние 10% сельского населения в 17 странах, где проводилась выборка, приходится 60% площадей сельскохозяйственных земель, в то время как нижние 50% сельского населения, которые, как правило, более зависимы от сельского хозяйства, имеют в распоряжении только 3% сельхозземель.
Масштабный захват земель
Одним из способов отнять землю у сельских общин и сконцентрировать их в руках крупных корпораций стало крупномасштабные покупки земли (LSLA) как иностранными компаниями, так и местными элитами. LSLA, согласно определению Земельной матрицы – это сделки с землей, площадью 200 гектаров или более, которые влекут за собой передачу прав на использование, контроль или владение землей посредством продажи, аренды или концессии». Это подразумевает потенциальное изменение целевого назначения земли мелких хозяйств местного сообщества или экологически ценных земель в категорию для коммерческого использования.
На основе данных из онлайн-базы данных Land Matrix исследование PANAP показывает, что на Азию приходится более 28% мировых сделок с землей и 31% от общей площади таких LSLA в мире. На иностранные корпорации приходится 36,71 млн га земельных сделок в Азии, или около 76% из 48,58 млн га сельскохозяйственных земель, попадающие в такую категорию сделки с землей в регионе.
Возобновляемые источники энергии составляют самый большой процент (57%) от общего количества в Азии по площади, 27,51 млн га, включая крупные плотины для гидроэнергетики. Лесозаготовительные / сельхозоперации охватывают вторую по величине площадь в Азии: 21 сделка охватывает 1,85 миллиона гектаров. На третьем месте находятся лесные плантации с площадью 1,54 млн га.
ГОКи и месторождения включают 1,04 млн га из 89 заключенных сделок. Хотя иностранные горнодобывающие компании участвуют только в 34 из этих сделок, тем не менее, контролируемые ими земли составляют 83% (860 616 га) от общей площади горнодобывающих LSLA в Азии.
Обезземеливание отсутствует в повестке дня
Увы, похоже, что решение проблемы захвата земель не входит в повестку дня широко разрекламированного Саммита по продовольственным системам (FSS). Нигде в так называемых «перспективах» не уделяется внимания опасным тенденциям, таким как концентрация земли в руках крупных агрохолдингов и связанных с ними землевладельцев и компрадоров на местах. Не поднимается проблема массового изгнания сельских общин со своих земель с целью освободить место крупным частным инвестициям и под сельхоз и девелоперские проекты. Особое внимание организаторами саммита (то есть Big Ag в лице доктора Калибаты) уделено финансам и инновациям, что по сути подменяет публичные декларации и акцент на правах человека, как на одном из главных рычагов перемен.
Агрохолдинги в FSS
Так почему же FSS игнорирует проблему безземелья и захвата земель корпорациями? Ответ довольно прост. Саммитом эффективно управляют сами же крупные землевладельцы.
Несмотря на все заявленные благородные цели борьбы с голодом и бедностью, настоящей политикой является координация усилий с целью дальнейшего ускорения консолидации земель и расширения монопольного корпоративного контроля над мировым продовольствием и сельским хозяйством.
Как отмечается в заявлении АКК, «общее направление, в котором ведется подготовка и обсуждения Саммита ООН – это более широкое использованию вредных и интенсивных технологий, таких как генная инженерия и цифровое сельское хозяйство». Кроме того, влияние крупного капитала направлено на максимизацию прибыли «за счет большей либерализации, приватизации и дерегулирования, что станет причиной обезземеливания сотен миллионов фермеров и сельских жителей и приведет к их массовому банкротству и обнищанию».
Большинство “реформ” сельского хозяйства, окружающей среды и социальной защиты, которые в настоящее время продвигаются в Азии, такие как «Три закона о фермах Индии» и «Омнибусный закон» Индонезии, соответствуют неолиберальной повестке дня, которую лоббируют монополии из промышленно развитых стран, например, через Всемирный экономический форум (ВЭФ) — Новое видение сельского хозяйства (NVA). Эта неолиберальная политика в сельском хозяйстве нашла свое отражение в многосторонних политических платформах, таких как FSS и стратегическое партнерство WEF с ООН.
FSS перекликается с концепцией NVA, согласно которой достижение целей продовольственной безопасности и экологической устойчивости «требует трансформации сельскохозяйственного сектора с использованием рыночных подходов посредством скоординированных усилий всех заинтересованных сторон» (во главе с, конечно, корпорациями). Рыночные подходы являются частью неолиберальной догмы, подчеркивающей центральную роль рынков и важность капитала в разработке политики.
Среди корпоративных гигантов, сотрудничающих с NVA ВЭФ — крупнейшие захватчики земли и ресурсов, в том числе базирующаяся в США Cargill (крупнейшая в мире агропромышленная компания с выручкой более 113 миллиардов долларов в 2020 году). Согласно исследованию некоммерческой группы GRAIN, проведенному в 2020 году, через свои частные инвестиционные компании Proterra и Black River, скупающие сельскохозяйственную землю, Cargill по примерным оценкам консолидирует сельскохозяйственные угодья на сумму более 3 миллиардов долларов США по всему миру. Для скупки земель в Азии и обхода ограничений на иностранную собственность на землю, Cargill действует через свои инвестиционные фонды. Например, на филиппинском острове Минданао компания Cargill через «инвестиции» Black River смогла взять под контроль более 1400 гектаров. плантаций бананов, риса и масличных пальм в партнерстве с филиппинско-китайским компрадором.
Еще одним важным партнером NVA ВЭФ является международная финансовая корпорация (IFC), входящая в частный сектор Всемирного банка. IFC печально известна тем, что ссужает свои фонды развития коммерческим банкам и фондам прямых инвестиций, которые, в свою очередь, финансируют проекты переселения сотен тысяч сельских общин и коренных народов по всему миру. Например, исследование 2017 года, проведенное Inclusive Development International, показало, что в Африке IFC профинансировала 11 проектов, в результате которых иностранным инвесторам было передано около 700000 гектаров земли.
Билл Гейтс — четвертый богатейший человек на планете с собственным капиталом около 130,1 млрд долларов США (по состоянию на 4 мая 2021 года) – сегодня является серьезным игроком глобальной продовольственной системы и обладает огромным влиянием в ФСС. Через свой «Фонд Билла и Мелинды», он финансирует многочисленные организации, участвующие в формировании мировых программ и политики в области продовольствия и сельского хозяйства. Одной из таких групп является Альянс за зеленую революцию в Африке (AGRA), президентом которого является специальный представитель FSS Калибата. У Гейтса есть различные интересы в продовольственных системах, включая инвестиции в цифровизацию сельского хозяйства, продвижение генной инженерии и т. д. К тому же Гейтс напрямую контролирует обширные сельскохозяйственные угодья с помощью различных инвестиционных инструментов. Согласно недавнему отчету, Гейтс незаметно консолидировал почти 98 000 гектаров сельскохозяйственных угодий в США. Это сделало человека, сколотившего свое состояние на цифровых технологиях, крупнейшим владельцем сельскохозяйственных угодий в Америке.
Нам нужен народный саммит продовольственных систем
По причине очевидного доминирования крупных корпоративных интересов в ФСС многие представители гражданского общества, фермеры и правозащитные группы бойкотируют эти мероприятия ООН. Для азиатских крестьянских движений принципиально важно провести черту, поскольку существует реальная опасность, что FSS и стоящая за ним программа крупного агробизнеса в конечном итоге узаконят политику массового вытеснения бесчисленных фермеров, коренных народов и других маргинализированных сельских групп со своих земель.
По мнению Азиатской крестьянской коалиции (АКК), сегодня для фермеров как никогда важно «организоваться и провести народный саммит вместе с другими маргинализированными и угнетенными группами, страдающими от голода и бедности из-за империалистического контроля и господства над мировым продовольствием и сельским хозяйством».
По мере приближения официального саммита по продовольственным системам крайне важно, чтобы все защитники права людей на землю и ресурсы, продовольственного суверенитета и агроэкологии, а также устойчивого развития в интересах всех простых людей и Планеты, «создавали наши собственные дискуссионные платформы и отстаивали свой голос в том, как могут и должны происходить радикальные преобразования продовольственных и сельскохозяйственных систем».
Может пора и украинцам объединиться и поддержать эти инициативы?
Глобальные корпорации работают над полным захватом мировой продовольственной системы
В статье «Почему международный “Саммит по продовольственным системам” молчит о захвате земель корпорациями?» вся аналитика со ссылками и фактами.
Власть Зеленского уже не скрывает своих намерений отдать землю транснациональным корпорациям. Вся политика и все «земельные реформы» сегодня — это не про «распоряжение своей собственностью», это уничтожение селян, вытеснение малых фермеров, консолидация земель и передача под контроль внешнему «частному собственнику».
О том, чем это обернется — достаточно примеров других стран, которые позволили случиться «рынку земли», которую на нашей небольшой планете, как оказалось, не так уж и сложно скупить…
Те же процессы идут по всему миру и только слепой продолжает это не замечать…
В этой связи надо вспомнить хорошую фразу:
Эта земля передавалась по наследству из поколения в поколение. А сегодня всё кому-то принадлежит. И уже новые поколения рождаются на планете, на которой им запрещено существовать, если только они не работают на тех, кто владеет планетой.
Согласно исследованию, корпоративный захват сельскохозяйственных земель представляет собой угрозу для мировой продовольственной безопасности
Авторы говорят, что земельная реформа необходима срочно, чтобы выращивать достаточно еды, чтобы прокормить всех. «То, что мы наблюдаем во многих странах … это своего рода обратная аграрная реформа, будь то захват земель корпорациями в Африке, недавний государственный переворот в Парагвае, вызванный агробизнесом, массовое расширение плантаций сои в Латинской Америке, открытие Бирмы для иностранных инвесторов или расширение Европейского Союза и его сельскохозяйственной модели на восток», — говорит Хоббелинк.
«Во всех этих процессах контроль над землей отнимается у мелких производителей и их семей, а элиты и корпоративные власти вытесняют крестьян на все меньшие и меньшие земельные участки или полностью выгоняют с земли в лагеря или города», — сказал он.
В отчете говорится, что захват земель мелких фермеров ускоряется, и почти 60% изменений в землепользовании произошло за последние 20 лет. По оценкам отчета, 90% всех ферм в мире являются «небольшими», в среднем занимая 2,2 га.
В отчете также установлено, что мелкие фермеры часто в два раза производительнее крупных и более экологически устойчивы.
«Хотя крупные фермы обычно потребляют больше ресурсов, контролируют лучшие земли, получают большую часть оросительной воды и инфраструктуры … они имеют более низкую техническую эффективность и, следовательно, более низкую общую производительность. Во многом это связано с низким уровнем занятости, используемой на крупных предприятиях. фермы, чтобы максимизировать отдачу от инвестиций.
«Наши данные [предполагают], что если бы все фермы в Кении имели текущую производительность малых ферм страны, сельскохозяйственное производство Кении увеличилось бы вдвое. В Центральной Америке и Украине оно увеличилось бы почти втрое. В Венгрии и Таджикистане оно увеличилось бы на 30%. В России он будет увеличен в шесть раз », — говорится в сообщении.
В докладе утверждается, что самые продуктивные фермеры в мире, возможно, находятся в Ботсване, где 93% фермеров имеют небольшие участки земли, но вместе они выращивают весь арахис страны, 99% кукурузы, 90% проса 73. % бобов и 25% сорго всего на 8% сельскохозяйственных угодий.