Пытаясь оправдаться, охотники нередко прибегают к софистике, говоря о том, что есть браконьеры, а есть честные законопослушные охотники, к которым, якобы, вся критика о массовом и незаконном уничтожении диких животных охотниками не относится. Это подмена понятий. Мы заявляем о том, что каждый охотник-есть браконьер, или действующий, но пока не задержанный, или потенциальный.
Дело в том, что практически все охотники-это крайне невежественные и безграмотные в правовом и экологическом значении люди. Если раньше для того, чтобы вступить в общество охотников, требовалось сдать хоть какой-то экзамен (и не сдавший экзамен мог не попасть в охотники), то сейчас в общество охотников может вступить каждый, лишь плати членские взносы.
В результате практически все охотники не могут отличить краснокнижных животных от охотничьих и стреляют занесенных в Красную книгу. Особенно это относится к птицам-уткам и куликам, часть из которых занесена в Красную книгу, и виды которых охотники просто не в состоянии отличить друг от друга. Так в Красную книгу Украины внесено 10 видов уток и 11 видов куликов (1). Кроме этого, часть куликов занесена в Бернскую конвенцию, на которых также нельзя охотиться (это, в первую очередь, различные малоприметные плавунцы и песочники) (2) Причем этих птиц не умеют отличать также и егеря, как правило также не имеющие биологического образования. В результате все эти редкие и запрещенные к охоте виды попадают под ружье охотников-браконьеров. По данным одесского орнитолога И. Щеголева, за одни охотничий сезон на юге Украины охотниками уничтожается 500-700 краснокнижных животных (2). По данным того же И. Щеголева практика выстрела по всему что летит свойственная 70% охотников (2).
Массовые нарушения природоохранного законодательства свойственны практически всем без исключения и частным охотничьим хозяйствам, где все поставлено на оказание платных услуг охотникам. Только в 2018 г. Государственной экологической инспекцией Украины в объектах природно-заповедного фонда было демонтировано 350 охотничьих вышек, незаконно там находящихся (3). Только за один охотничий сезон с них незаконно могли охотиться десятки тысяч охотников, не считавшими себя браконьерами. Как правило, эти незаконные охотничьи вышки принадлежали частным охотничьим хозяйствам, годами осуществлявшими в объектах ПЗФ незаконную охоту. Например, в Межреченском региональном ландшафтном парке десяток частных охотничьих хозяйств проводил незаконную охоту 9 лет подряд, имея в парке около десяти незаконных охотничьих вышек (6).
Массовые нарушения природоохранного и охотничьего законодательства происходят в частных охотничьих хозяйствах и при охоте на копытных, причем об этом пишут даже сами охотники на своих сайтах.
Во-первых, практически везде традиционным стало незаконно убивать на одну лицензию сразу несколько копытных (причем охотники, приехавшие на охоту в частное охотхозяйство, даже могут не знать, что по воле егерей этого хозяйства они встали соучастниками браконьерства) (4).
Во-вторых, незаконный отстрел под видом «пересортицы». «Пересортица» — подмена одного вида другим – очень частое явление в современном охотничьем хозяйстве Украины. Егеря нередко предлагают приехавшим в охотхозяйство охотникам добыть другой вид копытного вместо того, что записан в лицензии. Вместо кабана — несколько косуль, вместо оленя — лося. При этом не берется во внимание тот факт, что лицензия выдается на конкретный вид копытного, а не на «зверокилограммы». Так, 18 ноября 2000 г. в одном из охотхозяйств по лицензии на кабана были незаконно добыты, с ведома руководства данного охотхозяйства, лосиха и косуля (4).
В-третьих, незаконный отстрел под видом «перестрела». «Перестел» — это случайный отстрел зверя, на которого нет лицензии во время официальной охоты. Как правило, никакие документы на незаконно добытого путем перестрела лося или другого копытного во время охоты не заполняются. В лучшем случае охотниками, допустившим перестрел, выставляется егерю магарыч (4).
В-четвертых, фальшивые лицензии на лосей. Если аферисты научились подделывать денежные знаки, то подделать бланки лицензий не составляет особого труда. Например, как пишет В. Нижник, в 1999г. подобные фальшивые лицензии были выявлены в Черниговской области оперативной группой Госэкоинспекции Украины. Однако нередко ушлые егеря просто показывают охотникам любые официальные бумаги, например, путевки в охотхозяйства, выдавая их за лицензии. В. Нижник приводит случай, когда один проходимец из полесской глубинки, показывая охотникам липовую лицензию, и собирая с них 200 у.е., затем водил охотников на лосей в Чернобыльскую зону (4).
По мнению В. Нижника, «в Украине под прикрытием лицензий и с ведома охотпользователей ежегодно незаконно отстреливаются тысячи парнокопытных животных» (4).
Таким образом, в настоящее время в Украине существует практически полностью браконьерская система ведения охотничьего хозяйства, в которой первую скрипку играют частные охотничьи хозяйства, являющиеся холуйской прокладкой в украинской олигархической системе. И если к этому добавить вопиющую правовую и экологическую безграмотность рядовых охотников, отсутствие государственного контроля за ведением охотничьего хозяйства, то получается, что, будучи охотником в Украине, невозможно не стать браконьером.
К таким выводам приходит и В. Нижник. По его мнению, в Украине один среднестатистический охотник в год пять раз нарушает правила охоты (7).
Владимир Борейко, КЭКЦ
Литература
1. Червона книга України. Тваринний світ., 2009, К., Глобалконсалтинг, 600 стр.
2. Борейко В.Е., 2008, Этика и практика охраны биоразнооразия, К., КЭКЦ, 360 стр.
3. За минулий рік демонтовано 350 незаконних мисливських веж в заповідниках,
4. Борейко В.Е., Почему следует запретить охоту на лося в Украине. Новые аргументы,
5.Конвенция об охране дикой фауны и флоры природных сред обитания в Европе (Бернская конвенция)
6. Борейко В, Как лесники и охотники варварски уничтожают Межреченский региональный ландшафтный парк. Поэтому нужно садить не лес, а лесников,
7. Нижник В., 2007, Как мы боремся с браконьерством, Охотник, № 25, стр. 39-42.
Более подробно о вреде охоты читайте в книге Владимира Борейко « Охота-угроза здоровью людей и экологической безопасности»
Пресс-служба КЭКЦ