В Днепропетровске целиком сгорел второй по величине рынок города — Славянский базар. Этот пожар — первый звоночек, первое предупреждение и первый серьезный урок нашим гражданам в отношении того, что принцип «моя хата с краю» пора менять.
Пожар начался не внутри. Он начался снаружи, с видного и легкодоступного места — примыкающей к рынку Чебуречной. Вот как это было:
https://www.youtube.com/watch?v=hBA5BPOg0K4
Проезжающие мимо машины, снимающие на видео прохожие и просто жадные до зрелищ ротозеи — огромное количество людей наблюдало за происшествием. Никто из проезжающих или стоящих автомобилистов не поделился своим огнетушителем. Никто из зевак и даже продавцов рынка — лиц, казалось бы, кровно заинтересованных в спасении своего товара, не догадался сразу вызвать пожарных. Кто-то надеялся что спасателей вызвал уже кто-то другой. Остальные, возможно, посчитали, что их секция далеко и огонь их не коснется. Так подумали все, и в результате НИКТО НИЧЕГО НЕ СДЕЛАЛ. Хотя, если бы среагировали мгновенно — огонь можно было бы погасить и отделаться гораздо меньшим ущербом. Судя по всему, горело довольно долго и разгорелось хорошо, прежде чем кто-то наконец набрал 101…
«Пожар начался с киоска с чебуреками, за 6 минут он распространился дальше. Попытки охраны затушить пожар ни к чему не привели, ведь там загорелось подсолнечное масло, а его огнетушителем не потушить. Только после этого, когда пожар начал распространяться, начали звонить в пожарную часть.»
Теперь, когда начали искать ответы на вечные вопросы «Кто виноват и что делать», оказывается, что Славянский рынок даже не удосужились узаконить!
По документации на территории Славянского рынка до сих пор числится старый автовокзал. Земля просто сдана в аренду на длительный срок. Кроме того, здесь нет конкретной застройки. Обычная конструкция, которая разбирается, и поэтому утверждать документы на Славянский рынок и не было необходимости. Можно поспорить, что этот торговый объект приносил пользу городу или каким-то образом влиял на наполнение горбюджета.
Ту же самую аналогию мы сегодня видим в масштабах страны. Иллюзорное благополучие многих из нас, как и торговцев этого рынка, держится на шатком равновесии, в котором находится государство, пронизанное коррупцией на всех уровнях. Мы ничего не предпринимаем, «пока нам хорошо», пока «нас не касается». Тешим себя надеждами «а вдруг пронесет», или «моя хата с краю (или всередине) — не скоро доберутся». Как показывает суровая реальность — хата с краю сгорает первой. И если всем и сразу не броситься на помощь, огонь и безразличие доделают остальное — погибнет ВСЁ.
В Германии жил очень известный богослов Мартин Нимеллер. В Первую мировую он командовал подводной лодкой, свел на тот свет массу народу, после чего, естественно, ударился в религию. Так вот, нацисты отправили Нимеллера в концлагерь. Чтобы меньше проповеди читал. Да, да, героя войны, орденоносца, члена НСДАП, обвинили в «скрытой пропаганде против нации» и упекли за колючую проволоку.
Когда Нимеллер чудом вышел из Дахау, где отсидел 8 (!) лет, он написал знаменитые слова: «Когда нацисты приходили за коммунистами, я молчал, потому что не был коммунистом. Когда нацисты приходили за социал-демократами, я молчал, потому что не был социал-демократом. Когда нацисты приходили за членами профсоюза, я молчал, потому что не был членом профсоюза. Когда нацисты приходили за евреями, я молчал, потому что не был евреем. Когда нацисты приходили за католиками, я молчал, потому что не был католиком. КОГДА ПРИШЛИ ЗА МНОЙ, ТО ЗА МЕНЯ НЕКОМУ БЫЛО ЗАСТУПИТЬСЯ!»
Пора делать выводы. Пора усваивать эти пока маленькие, но болезненные уроки… Здоровье общества и страны в целом зависит от каждого гражданина. И оздоравливаться оно начнет только тогда, когда в жизни каждого из нас понятия «личная выгода» и «цена вопроса», будут постепенно заменяться такими как «мораль», «законность», «принципиальность» и «взаимовыручка».
Вячеслав Горобец