Чем меньше мы инвестируем в общественные и социальные блага как нация, тем сильнее деградирует экономика и усиливается дезинтеграция наших сообществ. Доходы падают, цены растут, так как всё, что осталось — это люди, конкурирующие за рабочие места в частном секторе, которых не хватает при постоянном повышении цен.
Обычный человек беднеет. А значит схлопывается и налоговая база, которая может обеспечить основные блага для всех. Без этих благ общество просто впадает в регресс, который становится образом жизни.
В 1980-х годах в Америке начались десятилетия сокращения инвестиций в общественные блага и социальные системы. Страна приватизировала все, что можно было приватизировать. Идея заключалась в том, что, что бы это ни было — здравоохранение, образование, финансы — частный бизнес мог бы сделать лучше. Все это называлось «неолиберализмом». Пусть рынки разберутся с всем этим! Перевод: пусть сильные выживут, а слабые должны умереть.
Но результат масштабного недоинвестирования в общественные блага был предсказуемым: стагнация, задолженность, падение уровня жизни и постоянная потеря мобильности. Все больше и больше людей были вынуждены отчаянно конкурировать за все те рабочие места в «частном секторе», которых на самом деле не существовало с самого начала, поскольку рабочие места просто сокращались и сокращались массово. Вместо того, чтобы создавать тысячи новых рабочих мест, частный сектор создал … огромные монополии, в которых на сегодняшний день занято скудное количество людей, таких как Facebook, Google или Uber.
Конкуренция за ничтожное количество достойных рабочих мест привела к массовому застою в заработной плате. А те рабочие места в «частном секторе», которые еще существовали, были не очень-то хорошими, и со временем они выродились совсем: теперь это «пустышки» без каких-либо льгот, мобильности или защиты. Сегодня Америка и Британия имеют рекордно низкий уровень безработицы … со стремительно падающими реальными доходами. По идее, это должно быть экономически невозможно. Но это реальность, которая говорит нам, что эти экономики больше не могут трудоустроить свое население с приличным уровнем дохода.
В то же время «частный сектор», который должен был обеспечить хорошее здравоохранение, образование, пенсии, накопления и т.д., требовал все больше и больше оплаты от американцев за все эти блага, одновременно снижая их качество. Цель корпорации — максимизация прибыли: их мотивация — деньги. Со временем средний американец начал платить такие цены, которые удивили весь остальной мир: 50 тысяч долларов на рождение ребенка, 200 тысяч долларов на образование и так далее. Могли ли они позволить себе эти базовые блага при постоянно растущих ценах, в то время как их доходы стагнировали? Не могли. И поэтому начали влезать в огромные долги (сегодня средний американец умирает в долгах, в среднем в $61,000).
общественные блага — это когда целое больше, чем сумма всех составляющих
Америка и Британия находятся в смертельной спирали жесткой экономии. Экономия порождает бедность, которая приводит к еще большим ограничениям, которые являются результатом еще большей нищеты. Выгляит это так:
- Недостаточное инвестирование в общественные блага и социальные системы привело к новой бедности.
- По мере получения прибыли корпорации снижали заработную плату и повышали расценки.
- В результате налоговая база сократилась и теперь средний американец или британец скажут вам, что они «слишком бедны», чтобы позволить себе функционирующее общество. И это не шутка. Так и есть. У них больше нет денег, чтобы инвестировать в общественные блага или социальные системы. Они не могут свести концы с концами.
- Но без этих самых вещей все, что осталось — это постоянно, постоянно снижать заработную плату и повышать цены… до конца, потому что этого требует экономическая система, цель которой исключительно прибыль.
- Бум! Игра закончена. Экономика умирает ваше общество вместе с ней, порождая Брекситы и Трампизм, вместо решения реальных проблем.