Украинская власть умудрилась уничтожить даже банковскую тайну. Теперь операции по нашим счетам может посмотреть… да кто угодно.
По факту это значит, что теперь силовики могут получать доступ к банковской тайне — то есть операциям на счетах физлиц и данным об их контрагентах — без решения суда, а только по письменному вопросу.
Европейская страна, епта. Без земли, без банковской тайны, без правосудия и гражданами без прав. Зато с курсом на Европу и НАТО в Конституции. Когда бюджет заканчивается, начинают потрошить граждан. Начали с тарифов. А сейчас уже перешли напрямую к счетам. Завтра будет «инспекция квартир» на предмет обследования уровня жизни и его соответствия официальным доходам.
Мародерство и грабеж. А потом — продразверстка. Если доживем…
3 февраля в пресс-службе НБУ сообщили, что регулятор «привел в соответствие с требованиями законодательства Украины порядок раскрытия банковской тайны».
По факту это значит, что теперь силовики могут получать доступ к банковской тайне — то есть операциям на счетах физлиц и данным об их контрагентах — без решения суда, а только по письменному вопросу.
AIN.UA рассказывает детали новой процедуры.
Хронология — как поменяли доступ к банковской тайне
31 октября 2019 года Верховная Рада проголосовала за изменения в статью 62 Закона Украины «О банках и банковской деятельности». Они предусматривали упрощение порядка раскрытия банками информации, содержащей банковскую тайну.
В законе отредактировали несколько пунктов первой статьи, расширив список органов, которые могут получать данные по письменному запросу.
НБУ пришлось упорядочить нормы Правил хранения, защиты, использования и раскрытия банковской тайны. Изменения вступили в силу с 4 февраля.
Кто теперь имеет доступ к банковской тайне — список структур
Ранее право досудебного доступа имели СБУ, налоговая служба, Нацполиция, Антимонопольный комитет Украины. Теперь список шире:
- Органы прокуратуры, СБУ, Государственное бюро расследований, Нацполиция, НАБУ, Антимонопольный комитет;
- Государственная налоговая служба;
- Госфинмониторинг;
Органы государственной исполнительной службы, частные исполнители по их письменному требованию по вопросам исполнения решений судов и решений, подлежащих принудительному исполнению; - Нацкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку. Регулятор может затребовать данные в случаях самостоятельного представления банком информации о банке как эмитенте и административных данных в соответствии с законами о ценных бумагах и фондовом рынке;
- Другой банк — в случаях, предусмотренных законом «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения»;
- АРМА (Агентство по розыску и менеджменту активов). Доступ предоставляется по письменному требованию в связи с розыском активов, на которые может быть наложен арест в уголовном производстве;
- Властям других стран, если они буду разыскивать в Украине людей или компании, которые помогают их резидентам укрывать от налогообложения доходы.
НАПК по антикоррупционному законодательству.
Что это значит на практике — объяснение юриста
По просьбе AIN.UA, адвокат компании Juscutum Александр Горобец рассказал, что новые правила значат для рядовых граждан.
Ранее банки были обязаны предоставлять правоохранителям информацию исключительно о наличии определенного банковского счета юридических лиц и ФОП. На этом объем информации, которую можно было получить без решения суда, заканчивался.
Теперь без решения суда банки обязаны раскрывать информацию, которая касается движения денег по счету и контрагентов (даже если те являются клиентами других банков). Корме того, помимо ФОП и юрлиц правоохранители могут получить информацию о счетах физлиц. Напомню, раньше они были защищены на 100%. Но при этом важно то, что расследоваться должно именно производство по выявлению необоснованных активов и сбора доказательств их обоснованности. В ином случае получить вышеуказанную информацию не удастся.
Самое интересное – то, что банкиров так и не обязали уведомить своего клиента о том, что им интересуются правоохранительные органы.
Более того, банкира, решившегося уведомить клиента о запросах правоохранителей, могут привлечь к ответственности за раскрытие тайны досудебного расследования. Плюс ко всему, в актуальной редакции Уголовного кодекса охраняется лишь банковская тайна относительно субъектов предпринимательства, физлица опять в пролете.
Ранее можно было хотя бы при помощи единого реестра судебных решений узнать о том, что к нашим счетам получили доступ. Теперь же можем вовсе не догадываться, что относительно нас проводились следственные действия.