Недавно я прочитал нечто интересное. Известно ли вам, что для того, чтобы смягчить, а может быть даже обратить вспять катастрофическое изменение климата, нам нужно просто… сажать деревья? Не требуется реализация каких-то научно-фантастических сценариев современной мифологии, типа океанских дамб, инженерии атмосферы, искусственного неба. Нет. Просто … деревья.
И все же мы с вами знаем, что этого не произойдет. Почему нет? Потому что на посадку деревьев нет денег. Есть деньги на их вырубку! А поскольку капитализм — система, которая доминирует в глобальной экономике («спасибо» Америке), шансы глобального флешмоба массовой высадки новых лесов примерно равнозначны выигрышу в лотерею. Поэтому, готовьтесь к серьезным последствиям изменениям климата, хотя всё, что нам нужно чтобы их предотвратить, это посадить леса. Мы настолько бессильны благодаря капитализму, что не можем даже сажать деревья. Звучит как приговор.
Этот поразительный факт заставил меня задуматься. Видите в этом скрытый смысл? У нас есть нужное решение, и все же мы не будем его применять. Мы бессильны. Наши системы, институты и идеологии нам не позволят. Если еще конкретней — не то чтобы у нас не было ответов на серьезные вызовы этого века. Они есть. У нас нет воли, силы, проницательности и здравого смысла… воплотить их.
Остановитесь здесь и подумайте, насколько это тупо.
И вот что наиболее невообразимо и немыслимо в наше время. В этом столетии у мира есть четыре Большие Экзистенциальные Проблемы:
— Изменение климата,
— Неравенство,
— Стагнация
— и Фашизм.
Безумная и странная правда об этом моменте истории состоит в том, что у нас есть инструменты, чтобы решить их все. У нас есть простые решения глобальных проблем. Но у нас нет воли, силы или смелости, чтобы их воплощать.
Другими словами, друзья мои, XXI век — это прежде всего кризис лидерства. Наши институты и системы относятся к нам как к дебилам, и мы радостно с этим соглашаемся.
Даже люди каменного века могли сажать деревья, друзья. Все это почему все так сюрреалистично. Дело не в том, что кризис наступает, а в том, что мы бессильны использовать инструменты, которые прямо перед нашим носом, для его предотвращения. Эти инструменты, как красивые предметы в стеклянных витринах, которыми мы можем восхищаться, но не можем ни брать, ни пользоваться. Мы сидим, уставившись на них, размышляя, почему наш мир катится в ад. Ответ прост, друзья мои: разбейте витрину.