«Как в цивилизованных странах» должно начинаться с налоговой системы, а не с рынка земли.
Либертарианцы пришли и сказали :
Вот вам новые налоги, вот вам штрафы, вот приватизация остатков промышленности, вот вам европейские и выше тарифы на коммуналку, вот вам рынок земли! Мы же в Европу? Терпите!
«А как насчёт авто по европейской цене? А налоговую систему? А необлагаемый минимум от 900 до 1500 евро в месяц? А суд? А полицию как в Европе? А борьба с монополиями?»
— Нет-нет, ну что вы так сразу! Надо подождать, мы же работаем! Дайте время и все наладится»
Система euro-VAT only
VAT (не путать с садо-мазо-пэдэвэ) — это налог
наименее деформирующий экономические отношения (общепризнано эконом. теорией)
наименее дискреционный, т.к. фискалу и не требуется, и не позволено лезть ни в оборот бизнеса, ни в доходы, ни в прибыль — только в налоговые накладные (которые регистрируются в комп. базе); соответственно от попыток незаконно вменить фальшивые обязательства по VAT очень просто отбиться с продаж конечному потребителю (бизнес в цепочке создания ценности — ничего не платит, все 100% суммы платит конечный потребитель) причем НсП “улучшенный” автоматичный, т.к. «конечность» покупателя определяется не чиновником, а “сама собой”, поскольку ВВП территории за период — это просто сумма всех торговых наценок во всех сделках, состоявшихся за это время на территории, то VAT по сути является прямым налогом непосредственно на ВВП.
Выводы
Поскольку известно, что:
2/3 экономики находится вне официального поля (данные озвучивались недавно официальными лицами),
и в то же время 1/3 поступлений в сводный бюджет дает VAT, а все остальные налоги каждый в отдельности тратят на их администрирование почти столько же, сколько собирают в казну, то есть сами фискалы их по сути и проедают же,
то
упразднив как понятие все-все налоги, сборы, ЕСВ, НПП, НДФЛ, на развитие виноградарства в донбассе, на %% по депозитам, и такое прочее, упразднив «единый» как понятие и все 9(!) его видов (девять! “единого”, ха-ха, Карл!), при этом оставив в стране 1 (один) единственный, он же «единый» налог в центральный бюджет — VAT по европейской процедуре, с привычной 20% ставкой, разрешив кому угодно предпринимательство без регистрации (понятие “незаконное предпринимательство” и “фиктивное предпринимательство” упразднить), а саму госрегистрацию субъекта хоз. деятельности автоматически считать регистрацией агента по VAT, и прекратив искусственно ей препятствовать,
мы получим
довольно быстрый переход (возвращение?) тех 2/3 экономики в официальную плоскость,
соответственно поступления от VAT возрастут в 3 (три) раза,
и баланс сводного бюджета достаточно быстро стабилизируется практически на прежнем уровне (за год примерно).
Бонусы
Коренное преобразование и упрощение фискальной системы. Освобождение от непроизводительных затрат на администрирование. Это освободит предпринимательскую инициативу, экономика пойдет в рост, в итоге VAT сам-один вытянет финансирование всех тех задач, которые граждане ставят перед государством, даже при нынешней патологической клептомании оного.
Конечным потребителем не захочет быть никто. Поэтому как только доля экономики в официальном поле станет достаточно велика (80% и более), предпринимателями — агентами по VAT захотят стать все. И это прекрасно — пусть становятся. В частности, разумно и целесообразно для бизнеса будет оформить как минимум высокооплачиваемую часть сотрудников-специалистов контракторами — плательщиками VAT, вместо наемной з/п они будут получать оплату по контракту и выписывать налоговые накладные.
Тем самым квалифицированные, образованные и эффективные люди получат качественно новый уровень экономической свободы, бизнес за счет перехода на услуги контракторов получит существенно больший налоговый кредит по VAT, что принципиально повысит его эффективность и конкурентоспособность.
Попасть на неуплату налогов становится невозможно в принципе, чисто технически. Предположим, поставщик забыл зарегистрировать в базе свою налоговую накладную, выписанную покупателю. Ну так покупатель этого своего нерадивого поставщика заставит зарегистрировать накладную, чтобы не переплачивать VAT, это ж в его интересах. Cпособов недоплатить VAT есть ровно 2 (два) — покупка липовых налоговых накладных у “ямы” и взятка на таможне при импорте. Третьего нет физически.
Еще бонус. Зная сумму собранного за период VAT, и имея оценку доли экономики в официальном поле (больше 90% просто не нужно — зачем трогать разовые мелкие наличные сделки частных лиц?) мы можем уже не гадать, какой у страны ВВП, а просто вычислить его.
Чтобы обеспечить не менее 80% и не более 90% экономики в официальном поле, для начала достаточно установить 1 (одно) единственное ограничение: все 100% рознично-торговых бизнесов, которые продают товары и услуги конечным потребителям, и при этом используют хоть сколько-то торгово-складских площадей или постоянных торговых мест, обязаны быть налоговыми агентами по VAT. Дальше пойдет “цепная реакция” добровольной регистрации — выбирая поставщика, розничник при прочих равных всегда выберет того, кто выпишет ему налоговую накладную. Никто же не хочет оказаться тем самым “конечным” потребителем, который платит VAT за всю цепочку. Тем самым, и вся цепочка поставщиков быстро и синхронно начнет работать по VAT-only, и значительная часть наемных сотрудников станет предпринимателями-контракторами, агентами по VAT.
К чему сведется деятельность и обязанности фискальной службы? Прежде всего, диалог с фискалом станет намного приятнее для предпринимателя. Приходит фискал (Ф) к бизнесмену (Б) и говорит:
Ф: Покажите оборот бизнеса!
Б: Это не ваша прерогатива! (прерогатива, лат. — собачье дело; раз налога с оборота нет как такового, то нечего фискалу туда и нос совать, запрещено законом и конституцией).
Ф: Покажите прибыль!
Б: Это не ваша прерогатива! (раз налога на прибыль нет, как такового, то…)
Ф: Покажите ФОТ!
Б: Это не ваша прерогатива! (ЕСВ-то упразднен…)
Ф: Покажите ваши доходы, как физлица!
Б: Это не ваша прерогатива!
Ф: Предъявите налоговые накладные!
Б: Они все зарегистрированы у вас в базе данных, бумажные — вот, но проще вам там у себя самим по базе сверить.
То есть делом фискалов будет заниматься “ямами” и фиктивным экспортом, ну и следить за ограничениями — какие затраты можно учитывать в налоговый кредит, а какие нельзя. Поскольку мы точно знаем, что “ямы” и фиктивный экспорт — это исключительная прерогатива самих фискалов, мы всегда понимаем — их сами фискалы и “держат”. Попалили яму? сажайте коллегу. Нормальная цивилизованная работа.
Вопросы фиктивного экспорта тоже решается достаточно просто. Возврат же в нац. валюте должен происходить, верно? Значит, сумму возврата можно вычислить точно не ранее, чем экспортная сделка фактически(!) завершена: а именно, не ранее, чем И деньги уже в нац. валюте легли на счет продавца, И таможня подтвердила факт экспорта. Вот тогда можно брать соотв. бумаги и приходить за своим возвратом. И отказать фискалы не могут, потому что они-то этот VAT уже полностью получили ранее, и теперь их дело его просто возвратить, всё.
Понятно, что перечень видов затрат, которые запрещено засчитывать в налоговый кредит по VAT, сначала будет довольно широким. По мере снижения доли госрасходов в ВВП, можно будет бороться за его сужение. Да, и так уже хорошо, но хочется же еще лучше.
Правда, 2/3 фискалов со стороны государства, и наверное не менее 1/2 бухгалтеров со стороны бизнеса, окажутся не у дел и выйдут на рынок труда. Ну и прекрасно, пусть займутся чем-то полезным для людей, за что им заплатят на свободном рынке. Это тоже бонус.
FAQ
Q: Компания покупает услуги у физлица, у которого доля затрат (себестоимости) в цене услуги очень низка — например, юристу или программисту-фрилансеру не нужны ни сырье, ни материалы. Чтобы компании было выгодно, программист вынужден регистрироваться налоговым агентом — контрактором и выписывать ей налоговую накладную. С его нулевыми затратами, для него 20% VAT превратится в 16,67% налога с оборота (НсО). Что ему списать на себестоимость, по каким затратам он может получить налоговый кредит? Как ему посчитать свою себестоимость, отделив её от личного потребления?
A: Вопреки расхожему заблуждению, надо понимать: VAT 20% взимает в казну
не “20%” а 16,67% (одну шестую), и
не от цены, а от наценки.
В случае контрактора, у которого “нулевая себестоимость”, вся цена и есть наценка, и да, VAT 20% превращается в 16,67% с его оборота. Но нулевой себестоимости просто не бывает в природе — всегда какую-то часть своих доходов контрактор тратит на то, чтобы обеспечить свою деятельность.
Как же посчитать себестоимость, отделив её от личного потребления? А просто по правилам, действующим в данном расчетном периоде. Например, это могут быть компьютер, Интернет, электроэнергия, книги по специальности, инструментальные средства, обучающие курсы и т.д. Для юриста это могут быть бумага и канцтовары. В тексте о правилах “что можно относить на себестоимость, а что нельзя” упомянуто вскользь, там где об “оставшихся функциях” фискалов.
С другой стороны, был бы наш контрактор наемным работником — получив 1200 денег, он при покупках для личного потребления как конечный покупатель отдаст все 200 денег VAT. Будучи же налоговым агентом, он хоть что-то, но все же “отобьет” в виде налогового кредита и в итоге контрактор заплатит не все 200 денег VAT, а меньше. Уже достижение, человеку больше останется.
Q: Если начинать считать доходы — расходы, то мы уходим от мелкого предпринимательства. Потому что уже нужна бухгалтерия.
A: На самом деле, в европейской процедуре VAT нет ничего сложного. В конце отчетного периода ты
в правую стопку кладешь все налоговые накладные и чеки с VAT, которые ты выписал своим покупателям и зарегистрировал в базе налоговой, в ЕС это называется output VAT, суммируешь,
в левую стопку — все налоговые накладные и чеки с VAT, которые тебе правилами разрешено учесть в себестоимость, и которые поставщики выписали тебе, в ЕС это называется input VAT, суммируешь,
если остался налоговый кредит с прошлых периодов — увеличиваешь на его величину сумму левой стопки,
вычитаешь из суммы первой (правой, output VAT) стопки сумму второй (левой, input VAT) стопки. Если результат положителен — это сумма налога к оплате, ты ее платишь. Если отрицательна — ты фиксируешь в этом периоде налоговый кредит.
Всё, налоговый учет в основном исполнен. Правда еще есть коррекции на VAT в составе капитальных, долгосрочно окупаемых затрат, в законах ЕС они предусмотрены в виде adjustment provisions for input VAT, а здесь для простоты я их не коснулся. И никакой крохоборской бухгалтерии в принципе не требуется — веди себе свой управленческий и финансовый учет, какой тебе удобно. В интернете полно методичек об этом, спросите у гугла “input VAT and output VAT” например.
Q: Я не согласен с порядком раскладывания стопок, я предпочел бы, то что выписал я — слева, а то что мне — справа.
A: Армянское радио не возражает, главное не перепутайте, куда плюсовать налоговый кредит прошлых периодов.
Q: Ваш VAT — зло! его надо упразднить! вот баблашов с-пятого-на-десятое! ааааа!!!
A: Сектанты пятьдесятники застряли в брежневских временах. Во-первых, VAT — это улучшенный, современный вариант Sales Tax-а. Цитирую википедию: “Value-added tax avoids the cascade effect of sales tax by taxing only the value added at each stage of production. For this reason, throughout the world, VAT has been gaining favor over traditional sales taxes.” Что такое “каскадный эффект” и почему это вредно — почитайте сами. VAT есть в ЕС, в Канаде GST/HST это вариация VAT, в США не первый год идут разговоры о замене income tax на аналог VAT.
Во-вторых, на территории Украины баблашовский налог уже был! целых 60 лет! Ввел его… Сталин в 1930 году, назывался он “налог с оборота” (НсО), пережил Хрущева, Брежнева, Андропова… Совкономика при этом ну так “процветала”, что аж издохла вся разом, и СССР за собой в могилу унесла (и НсО издох с ними вместе естественным путем). Т.о. адепты 5.10 просто тянут нас обратно в СССР. Подробнее о совкономике есть масса ссылок, об НсО см. в заметке по ссылке и т.д.
В-третьих, наличие VAT является необходимым условием членства в ЕС, так что если отменить VAT — то “интегрироваться” останется только в ̶с̶о̶в̶е̶т̶с̶к̶и̶й̶ таёжный союз. Неважно, что адепты 5.10 говорят ротом: у них по факту четкая, последовательная линия — “назад в совок, гудбай Европа”.
Главный аргумент сектантов вообще не дружит с логикой: “НДС надо отменять потому что начальство его ворует”. Вы верите, что стоит только отменить НДС — и начальство (внезапно!) вдруг покается и не будет воровать с любых других налогов, например с баблашовских? Это почему бы вдруг? Если начальство ворует, то надо сажать воров. От замены процедур пополнения бюджета ни воров меньше не станет, ни воровать они не прекратят; но адептам 5.10 это непонятно. Ниасилили.
Q: А вот в Европе можно вести малый бизнес и не быть плательщиком VAT.
A: Можно не быть налоговым агентом по VAT. Суть в том, что если человек что-то делает сам своими руками, то до определенного уровня налоговая им просто не интересуется. Потому что взимать налоги — это само по себе затратная операция, требующая штата клерков, офисов, бумаги итд. Это только в УРСР-2 налоговая сама и “проедает” на себя же саму все 100% копеечной “выручки” от уймы кретинских и адски сложных налогов и поборов (налоговая живет по модели глиста в кишечнике лошадки).
Пример одной хорошо знакомой мне страны ЕС. До €19500 в год твой личный, своими руками заработанный заработок (именно чистый заработок, за вычетом затрат) просто никак не облагается налогами (ну кроме VAT, который ты все равно платишь при покупках). Например ты — классный массажист, работаешь на дому и на выездах. Один сеанс массажа пусть €60. В году пусть 250 рабочих дней. Возьмем за оценку в среднем 4 массажа на 1 рабочий день, так как день на день не приходится, не всегда полная загрузка, есть варианты отдохнуть или заболеть, руки устают, и итд. Итого €60000 в год, или €5000/мес. Но из них ты тратишь на материалы для работы и на жизнеобеспечение себя и своей семьи (еда, жилье, коммунальные, одежда, эксплуатация автомобиля, страховки и налоги на автомобиль) в общей сложности €40000 в год. Осталось по концу года €20000. Ну и что? ну и молодец. Никаких к тебе вопросов вообще, живи, работай себе на пользу людям. Налоговая тобой заинтересуется исключительно если настучат соседи, и то они не будут тебя наизнанку выворачивать — побеседуют, уточнят что ты человек самозанятый и примерно попадаешь в рамки, и никаких последствий.
Или у тебя есть капиталец свой чистый белый легально сколоченный. Ты купил к примеру квартиру за €170000. Прошел год-два, ты ее продал например за €185000. Заработал €15000. Ну молодец, живи себе и радуйся.
А торговые точки да, все платят VAT и корпоративный налог на прибыль, он разный в разных странах ЕС. Но опять же прибыль исчисляется вполне гуманно, в затраты разрешено засчитывать очень много всего, что в Украине бы сочли “личным потреблением” и запретили бы. Например бизнесмен, мотаясь по миру, живя в отелях и питаясь в ресторанах, спокойно списывает в затраты все свои “командировочные” и “суточные”, но правда чеки отовсюду надо сохранять и предъявить, если проверят.
Общая идея налогового законодательства в цивилизованных странах такова.
Если некий налог люди не платят добровольно на 90% “сами по себе, то такой налог нужно отменять — раз люди не понимают его, не приемлют, и платить его не хотят.
А выжать больше 90% собираемости налога потребует таких затрат и усилий фискальной полицайщины, что просто смысла не имеет и разозлит избирателей. Выколачивание копеек невыгодно! Вот так и живут.
Q: На самом деле в ЕС все существенно сложнее, чем вы описываете!
A: Да. Евробюрократы в налоговой системе тоже наворотили дурацких дебрей и сложностей массу. Но!
Во-первых, на уровне самозанятых людей и мелкого бизнеса (не крупных предприятий и тем более корпораций) на практике в реальной жизни все вполне просто и лояльно, см. выше об необлагаемом доходе и об учете накладных. Все вот эти сложности и хитроподвыверты — они в законодательстве и директивах ЕС есть, но чтобы начать ими заморачиваться, нужно для начала стать достаточно крупным заметным без микроскопа бизнесом. Пойди дорасти еще до того уровня.
Во-вторых, из этого следует ровно 1 простой вывод — чтобы Украина пошла расти и развиваться, темпами опережающими ЕС (ну то есть чтобы начала догонять ЕС), нужно сделать налоговый климат лучше, чем в ЕС.
Посмотрите, как в 2017 году выглядят налоговые ставки в Румынии и Болгарии, например. Соответственно, идея VAT-only при корпоративном налоге на прибыль 0.00% это по сравнению с ними в общем довольно неплохо.