Статья официального издания правительства Польши — Obserwator Finansowy, которая показывает как поднималась Польша, в то время как экономически деградировала Украина. Польша развивалась без тотальной приватизации и олигархизации, без «свободного рынка земли», с довольно большим и постепенно увеличивающимся госсектором экономики, в 1989 года выросла в 2 с половиной раза и сегодня догоняет ведущие европейские страны.
Сегодня, после трех десятилетий преобразований, в конце 2019 года доход на душу населения у поляка должен быть выше, чем у португальца, через 14 лет выше, чем у жителя ЕС-15, и через 21 год выше, чем у среднестатистического немца, согласно прогнозам экспертов SGH, представленных в ходе Экономического форума в Крынице.
Среди 11 стран Центральной и Восточной Европы, присоединившихся к Европейскому союзу в 2004–2013 годах (Болгария, Чехия, Хорватия, Эстония, Литва, Латвия, Румыния, Польша, Словакия, Словения и Венгрия), никто не догоняет Запад так быстро, как Польша. Наш ВВП увеличился в 2,46 раза с 1989 года, что привело к средним темпам роста в 3,2 процента в год в 1990-2018 годах. Это был лучший результат в группе стран, упомянутых выше, а вторая по величине Словакия увеличила свой ВВП всего в два раза со скоростью 2,5 процента в год. Для сравнения: страны ЕС-15 в 1,5 раза богаче, чем в 1989 году, что составляет лишь 1,3 процента роста каждый год. Мы несемся, а они ползут. Но так было не всегда.
Экономисты из Варшавской школы экономики (SGH) подчеркивают, что в прошлом наше развитие не было равномерным. Да, мы были единственной страной в Европе, которая не зафиксировала спад в 2008 году, но мы начали расти не в 1989 году, а в 1992 году. Вначале, как и в любой стране региона, мы прошли через рецессию в результате трансформации, которая привела к снижению производства и национального дохода примерно на 18 процентов. Но ускорились после вступления в Европейский Союз. После 2004 года ВВП в Польше увеличился на 72 процента, что дает 4,2 процента в среднем ежегодно. Затем финансовый кризис 2008 года и его последствия в виде кризиса еврозоны снова замедлили нас. В посткризисные 2010–2018 годы Польша утратила свои позиции лидера экономического роста в группе из 11 стран Центральной и Восточной Европы, а темпы роста ВВП снизились до долгосрочного среднего уровня в 3,2 процента в год.
Экономисты Пекао С.А. Напомним, что в то время как в 2010-2015 годах заработная плата выросла в среднем на 3,7 процента в год, в 2016-2018 годах уже на 5,6 процента.
«С макроэкономической точки зрения мы имеем дело с ситуацией сокращения трудовых ресурсов в экономике. Ответом должно быть все более эффективное использование этого ресурса и стимулирование инвестиций, с тем чтобы работа становилась все более продуктивной благодаря все более высокому уровню ее оснащения машинами и оборудованием», — говорится в докладе «Польская экономика и вызовы на ближайшие десятилетия».
Конечно, Польша, которая использует большую и относительно дешевую рабочую силу в качестве двигателя развития, не является исключением по сравнению с регионом и даже некоторыми странами ЕС-15. Экономисты SGH подчеркивают, что в высшей лиге развития, основанного на знаниях и инновациях, есть только две страны. В Германии и Великобритании экспорт высокотехнологичной продукции составил более 14 процентов от общего объема экспорта. В странах юга Европы эта доля составляет 6-7 процентов. В этом отношении даже Венгрия и Чехия выступают лучше, а Польша сопоставима со странами Юга.
«Оценкае текущей ситуации отличается, когда речь идет о переходе от этапа конкуренции дешевизной к этапу, когда сравнительное преимущество экономики главным образом основано на высокотехнологичных продуктах». В Центральной и Восточной Европе формируется группа стран, которые достигли в этом отношении больших успехов — их проявлениями являются более выраженное увеличение доли экспорта, характеризующейся высокими показателями.