Сторонникам «корпоратизации государственных сервисов» следует послушать бывшего главу ФРС Алана Гринспена, который в свою очередь обращается к Адаму Смиту:
“The annual labour of every nation is the fund which originally supplies it with all the necessaries and conveniences of life which it annually consumes”
— Adam Smith (1776)
Богатство — годичный труд народа, который создает фонд продуктов для существования и удобства жизни
Богатство — не деньги и не специфический продукт какой-либо отрасли. Источник богатства не следует искать только во внешней торговле или сельскохозяйственном производстве
Богатство — продукт совокупного труда всех сфер производства, представителей различных видов труда и профессий.
«Ничто не мешает федеральному правительству напечатать столько денег, сколько нужно, для оплаты своих расходов», — говорит г-н Гринспен. Это интересный комментарий главы центрального банка. Но то, что он говорит дальше, столь же важно и более актуально: «Вопрос в том, как создать систему, которая обеспечивает производство реальных активов, на которые пойдут эти средства?»
Гринспен пытается продемонстрировать сенатору Райану, что реальная проблема не в финансовой состоятельности, а в реальной состоятельности экономики. Не столько финансовый дефицит, сколько дефицит производственного потенциала. В данном случае — это дефицит рабочей силы: количество людей, которые станут пенсионерами, вскоре значительно превысит число тех, кто работает. Это означает, что меньшее число работающих будет производить «необходимые предметы первой необходимости» для большего количества граждан. А значит нация будет хуже обеспечена в плане удовлетворения ее потребностей. Доля производительной рабочей силы по сравнению с потребляющими продукт ее производства зависит не от фонда наличных денег, а от «фонда труда».
Таким образом, богатство нации (о котором говорит Адам Смит) в большей степени зависит от количества и качества производительного труда в распоряжении государства, а не от количества наличных денег в «королевской казне». Но непонимание этой простой истины ввела в заблуждение правительства многих стран. Это стало следствием одержимости заботы о бюджете вместо заботе о «фонде высококачественной рабочей силы».
Возьмите правительства, которые считают, что сокращение расходов на здравоохранение и образование — это хорошо (Украина). Поскольку трудовой резерв нации в основном формируется за счет трудоспособных граждан, сокращение расходов на здравоохранение и образование, делают этих граждан менее здоровыми и менее образованными. К чему это приведет?
Как раз увеличение, а не сокращение таких расходов — признак разумного управления экономикой, а не наоборот. Расходы на здравоохранение, образование и повышение уровня благосостояние населения — не столько затраты, сколько инвестиции, которые могут улучшить способность всего населения производить «предметы первой необходимости и удобства жизни» для всех остальных…