Золотые слова наших депутатов

0
1860

Для депутатов Верховной Рады шестого созыва состоялся праздник. Можно было бы заметить, что жизнь депутата — это вообще сплошной праздник, но в данном случае это действительно знаковый для них день — день, когда они подписали присягу народного депутата и вступили в свои должности.

Итак, 23 ноября исполнилось ровно год с тех пор, как вступил в полномочия нынешний состав парламента. Учитывая, что теперь мы выбираем его ежегодно или изо всех сил пытаемся это делать, самое время подвести какие-то итоги.депутаты...

Поскольку депутатов много и на всех внимания не хватает, давайте обратим внимание на представителей нашего города. Ведь логично было бы, чтобы каждый город или регион нес ответственность за тех, кого он в парламент делегировал. Мажоритарной системы, которая давала прямую связь округ-депутат, давно нет, но мы воспользуемся некой ее симуляцией и посмотрим на работу тех, кто проживает в нашем городе и числится депутатом Верховной Рады. Это оправдано еще и тем, что мы постоянно слышим стенания о том, сколь малым является наше представительство в парламенте, и как бы нам похорошело, если бы его расширить. Вот и посмотрим, как работают наши лоббисты в парламенте сейчас, хотя говорить о создании четкого и влия­тельного днепропетровского лобби в парламенте как пятого, так и шестого созывов, не приходится.

Давно замечено, что людей с местом рождения или регистрации в паспорте «Днепропетровск», или таких, кто когда-то жил в нашем городе либо вообще как-то с ним ассоциируется, сравнительно много. Хрестоматийные примеры — Тимошенко, Турчинов, Деркач, Яцуба, Кириленко. Что касается  Тимошенко и Турчинова, то и в городе, и в целом по стране этих политиков уже давно не воспринимают как лоббистов интересов «малой родины». Да таковыми они в принципе давно уже и не являются. Из всей собственности в Днепропетровской области Юлии Владимировне принадлежит разве что квартира в нашем городе, в которой она, кстати говоря, до сих пор прописана. То же можно сказать и о многих других — Турчинов, Кириленко, Шаго.

В прошлом году наше представительство в парламенте несколько изменилось по сравнению с итогами выборов 2006 года. Численность практически не поменялась, зато несколько изменился персональный состав. Подавляющее большинство представителей области — депутаты от Партии регионов и БЮТ.

От Партии регионов прошли 8 депутатов от нашей области — криворожане: Вилкул Александр, Шпенив Дмитрий, Колесников Дмитрий, Глазунов Сергей; павлоградец Корж Павел; новомосковец Солошенко Николай, дне­пропетровцы: Царёв Олег, Самойленко Юрий. Впрочем, некоторые из них были «нашими представителями» достаточно относительно, как недавно переехавшие из Донецка.

От Блока Юлии Тимошенко — 8. Днепропетровцы: Олийнык Святослав, Витвицкий Дмитрий, Арутюнов Гарегин, Соколов Михаил, Трегубов Юрий, Болюра Антонина; криворожанин Трайдук Николай, днепродзержинец Коротюк Вадим.

По одному депутату от Дне­пропетровской области в Верховную Раду попало от Блока Литвина и КПУ — Деркач Николай, Храпов Сергей.

Правда, реально из всех указанных живут в области или посещают ее лишь человек восемь, остальные уже получили киев­скую прописку.

Что касается непосредственно представителей Днепропетров­ска, то можно считать, что к ним относятся Царёв, Самойленко, Олийнык, Витвицкий, Арутюнов, Соколов, Трегубов и Болюра. При этом последние пятеро год назад впервые стали депутатами Верховной Рады. Казалось бы, новичкам и карты в руки, проявляйте свою активность, показывайте — зачем вы шли в парламент.

 Каковы результаты? Главные показатели работы народного депутата, как мне кажется, это предложенные законопроекты, направленные депутат­ские запросы, выступления в сессионном зале перед другими депутатами, внесение поправок в законопроекты. Если по этим показателям оценивать работу «наших» депутатов, то результаты
удручающие. Ни одного депутат­ского запроса у Арутюнова, Соколова, Болюры и некоторых других, ни одной поправки к законам у этих же господ, ни одного выступления с трибуны парламента. Может, наши депутаты, впервые попав в парламент, просто стесняются? Ведь тот же Царев все-таки выступил с трибуны, правда, аж один раз, и аж один раз внес поправки в законопроект.

К чести Арутюнова и Соколова следует сказать, что они все-таки стали субъектами законодательной инициативы в отличие от, например, Болюры. Соколов внес в парламент законопроект «Про внесення змін до Закону України «Про господарські товариства» (щодо зменшення кворуму для проведення повторних загальних зборів господарського товариства)», а Арутюнов —  «Про Загальнодержавну програму використання та охорони земель». Ну прям все как в нашем городе — земля и захваты!

Одно рациональное объяснение такому поведению депутатов есть: императивный мандат. В наших условиях жесткой партийной дисциплины, когда все определяют лидеры неизменно «демократическим путем», отдельный депутат — это просто «кнопкодав», который может колебаться только вместе с генеральной линией партии. Собственной позиции в парламенте у него не должно быть по определению, иначе можно и мандата лишиться. Так к чему тогда какие-то выступления?

Хотя, например, Олийныку даже партийная дисциплина не помешала стать автором 22-х законопроектов, четырех поправок к законам во втором чтении, двух депутатских запросов, поэтому вышеприведенное объяснение не является всеобъемлющим.

Самой поразительной является хронология выступления «наших» депутатов. С трибуны они выступают, повторюсь, очень неохотно. Зато могут так добавить с места! У Арутюнова и Соколова на двоих аж девять выступлений с места. Причем самое длительное — протяженностью пять… секунд, а остальные — по три-четыре секунды. Информация с официального сайта Верховной Рады. Спартанцы бы обзавидовались, просто невиданная лаконичность. С другой стороны, боюсь даже подумать, что можно успеть сказать за три секунды, но наверняка что-то очень важное.

И такая картина характерна для депутатов всех фракций, которые давно поделили между собой роли — спикеры, руководители, законодатели, «кнопкодавы» и т.д. По нашим депутатам видим, что чистый выхлоп может быть в виде одного, пока не принятого, законопроекта и пятнадцати секунд выступления на брата-депутата. 

По подсчетам руководителя Службы обеспечения связей Секретариата Президента с Верховной Радой и Кабинетом министров Яна Берназюка, на содержание одного депутата в год тратится 1,5 млн. гривен. Почем одно депутатское слово? Слово — золото.

При таких нехитрых подсчетах возникает один вопрос: а зачем все-таки нам такая орава депутатов? Большинство из них все равно не работают. Когда выборы были мажоритарными, это было как-то оправдано тем, что нужно сделать представителей как можно более близкими к людям. Каждому району — свой представитель в парламенте. Но сейчас-то — пропорциональная система. Кто сказал, что 450 нужно? Вполне хватит сотни. Все равно работает один Олийнык.

350 депутатов — это 525 миллионов в год, и 2 миллиарда 625 миллионов гривен — за пять лет! Сколько слов с места они скажут на эти деньги?!

Выхода может быть два: либо депутаты должны начать работать, либо их число нужно сокращать.

Лица

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь
Captcha verification failed!
оценка пользователя капчи не удалась. пожалуйста свяжитесь с нами!