Кто такая Элизабет Уоррен? Чем хорош ее план и почему его замалчивают? Об этом пишет Умаир Хак, колумнист, аналитик и пассионарный критик современного американского либерализма.
Элизабет Энн Уоррен (англ. Elizabeth Ann Warren), урожденная Херринг (англ. Herring; род. 22 июня 1949, Оклахома-Сити) — американский политик, сенатор США от Массачусетса с 2013 года. Член Демократической партии. 31 декабря 2018-го заявила о возможном выдвижении своей кандидатуры на следующих президентских выборах в США.
«Представьте, если бы у кого-то появился план спасения Америки. Реальный план остановить разрушительный коллапс американского общества. Не это ли причина максимально широко обсудить его в среде экспертов, журналистов, аналитиков, экономистов. И особенно потому, что автор этого плана — женщина? Но нет — эта тема отчаянно замалчивается! План Уоррен, лучший из всех, что я слышал от американских лидеров и политиков за всю жизнь. Каждому стоило бы вникнуть и задуматься!
Главный пункт єтого плана — государство должно начать производство непатентованных лекарств. Блеск!
Может вы не в курсе — средняя продолжительность жизни американцев стремительно падает, быстрее, чем где-либо в мире!
Все больше людей умирают молодыми в «богатой» стране… Причина в том, что здравоохранение стало роскошью. Инсулин стоит от 10 до 1000 раз дороже, чем где бы то ни было в мире (даже в Пакистане). Почему? Потому что капитализм признает только прибыль. А значит, чем менее прибыльно лекарство — тем меньше его производят. Но это же противоречит самой идее охраны здоровья!
И только правительство способно решить эту проблему: капитализм создает искусственный дефицит, чтобы взвинтить прибыль. Программа «Medicare for all» имеет ограниченно покрытие и не устраняет проблемы. А план Элизабет нацелен в ее корень: «искусственный дефицит ради прибыли».
Правительство вступает в игру и… начинает производство лекарств, с тех, что наименее прибыльны. Зачем? Чтобы сделать их доступными для каждого! В этом весть смысл, которого не понимают американцы с промытыми «авторитетными экономистами» мозгами. Если мы хотим прожить долгую, здоровую и счастливую жизнь – нужна доступная медицина и здравоохранение. А чтобы здравоохранение стало доступным – капитализм следует выкинуть из этой схемы.
Кстати, когда последний раз вы слышали хоть одно публичное заявление о том, что «общество должно этим заняться»? Никогда, верно? Отметим эту мысль, насколько вообще радикально звучит предложение, чтобы общество или правительство занялось… да чем угодно – производством лекарств, пенсионным обеспечением, здравоохранением или автомобилями.
Второй пункт плана Уоррен – дать право работникам выбирать до 40% совета директоров корпораций. «Шок! Невероятно! Да это коммунизм, товарищ!». Нет, это Германия. Идея именно оттуда – из практики корпоративного управления по немецкой модели. В этой стране с более здоровой чем в Штатах экономикой выше ставки, лучше зарплаты и более квалифицированная рабочая сила. Тут невозможна ситуация, когда топ менеджеры назначают себе миллионные премии, просто удерживая компанию “на плаву”. Хедж-фонды не захватывают пенсионные фонды, называя их «активом акционеров». Это результат того, что рабочие могут выбирать своих директоров.
Американский капитализм одичал и пустился во все тяжкие потому, что директора представляют только интересы акционеров, ориентируясь исключительно на прибыль. Общественная-полезная ценность компаний исчезла, растворилась. Но акционеры – это только 10% американцев, представленых преимущественно хэдж-фондами. И они не из числа среднестатистического гражданина страны, который за короткое время из среднего класа деградировал в нищего, в то время как богатые стали СУПЕР богатыми, эксплуатируя общественный ресурс.
В Германии тоже есть капитализм, но другого рода, не такой хищнический и недальновидный. И это благодаря праву рабочих выбирать в руководство людей, которые не позволят раздербанить добавленную стоимость между кучкой избранных в совете директоров.
Оказывается, что правительство – это не всегда «плохо», даже если вам внушили другую мысль. Посмотрите на Канаду и Европу, где лучше условия труда, забота о детях, пенсионное законодательство, транспорт, здравоохранение и СМИ. У них есть ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА – гарантированные конституцией и обеспеченные правительством!
А у нас есть узкий круг «экспертов», экономистов, интеллектуалов и политиков, которые многие годы вдалбливают нам, что «правительства слишком много» и «нужно ли оно вообще»? И вот мы имеем капиталистическую анархию и общество в свободном падении. Дикий запад — «не можешь позволить себе вызвать врача? Прости, но придется умереть», который мы так и не преодолеть.
Навязанные с начала 80-90х годов неолиберальные шаблоны, ставшие догмой, показали свою несостоятельность. Нас убеждали в бесполезности правительств. Дескать, давайте отдадим все на откуп рынку – он сам себя отрегулирует. АХАХА, ну и как, отрегулировал? Вместо равных возможностей рынок породил МОНОПОЛИИ, как и всегда. И уже монополии начали регулировать РЫНОК и общество. Сначала скрыто, а потом и не скрывая своей цели. Элизабет Уоррен распознала эту форму тоталитарного капитализма.
Развитые сообщества строятся на основе кооперации. План Элизабет Уоррен в том, чтобы заставить капитализм и социализм работать в паре. Капитализм нужен, но в ограниченной, регулируемой форме, в которой он не ограничивает конкуренцию, а наоборот – поощряет ее. А пока что единственное, за что конкурировали корпорации – это деньги, а не улучшение жизни людей. Компании должны соревноваться в том, насколько лучшие блага они предложат обществу и обеспечат рост качества жизни граждан.
А правительство обязано устанавливать правила: «40% совета директоров выбирается работниками». Или «Нельзя торговать детьми». Прежде, чем общество породит миллиардеров, оно должно обеспечить уровень жизни, при котором дети не будут расти в нищите, ни при каких условиях. Никто не должен делать выбор между уплатой ипотеки и химиотерапией. Не это ли главный смысл? А иначе, что вообще такое – «общество»?
Если вы спросите меня, чем в Америке я действительно горжусь, я отвечу – НИЧЕМ. Дорога, которой идет эта страна, ведет остальной мир в НИКУДА. Но план Элизабет Уоррен – он другой, революционный, радикальный и созидательный.
Сколько можно муссировать на ТВ шоу одни и те же лица? «Берни! (Bernie Sanders)? Нет — Бето! (Beto O’Rourke)!» Забудьте о них. Елизабет Уоррен – вот кого действительно нужно сегодня слушать и обсуждать. И особенно потому, что ее настойчиво игнорируют. Но что мне больше всего нравится в ее плане – это то, что нам не нужно больше быть нацией доверчивых тупиц и простофиль. Мы можем быть выше этого!
Умаир Хак