Когда-то в маленькой деревушке в Отбэке люди для всех своих сделок использовали бартер. В рыночный день они ходили по кругу с цыплятами, яйцами, ветчиной и хлебом и вели длительные переговоры между собой, чтобы обменять свой товар на то, в чем нуждались. А в остальные дни занимались своими личными и общинными делами. В ключевые периоды года, вроде сбора урожая или всякий раз, когда чей-то сарай нуждался в большом ремонте после шторма, они вспоминали традицию взаимопомощи, которую принесли с собой из родной страны. Они знали, что, если у них самих будут проблемы, другие им помогут в ответ.
Но вот однажды в рыночный день появился незнакомец в сверкающих черных ботинках и симпатичной белой шляпе. Он наблюдал весь процесс рыночного обмена, столь привычный для них, с саркастической улыбкой. А когда он увидел фермера, бегавшего вокруг корзины с шестью цыплятами и предлагавшего всем желающим обменять их на большой кусок ветчины, то не мог удержаться от смеха.
— Бедные люди, — сказал он, — как примитивно вы торгуете.
Жена фермера услышала его и стала спорить:
— Вы думаете, что можете лучше пристроить цыплят? .
— Цыплят — нет, — отвечал незнакомец. — Но есть гораздо более удобный способ устранить все эти сложности.
— Да, и как же? — спросила женщина.
~ Видите вон то дерево? — ответил незнакомец. — Я пойду туда 105 и буду ждать, а кто-либо из вас пусть принесет мне одну большую коровью шкуру. Потом приходите все, и я объясню, как надо жить.
Так и сделали. А незнакомец взял шкуру, нарезал из нее кожаные круги и поставил в центре каждого из них изящную небольшую печать. А потом он дал каждому семейству по десять таких кругов и объяснил, что каждый кожаный круг представляет собой стоимость одного цыпленка.
— Теперь вы можете торговать и заключать сделки при помощи кругов вместо неуправляемых цыплят, — объяснил он.
Это было ново и интересно; всех сумел увлечь своей идеей человек в сияющих ботинках и вдохновляющей шляпе.
— Да, между прочим, — добавил он после того, как каждое семейство получило по десять кругов, — через год я вернусь и сяду под этим же самым деревом. Я хочу, чтобы каждый из вас принес мне одиннадцать кругов. Этот одиннадцатый круг — цена за технологическое усовершенствование, которое я только что внес в вашу жизнь.
~ Но откуда же возьмется одиннадцатый круг? — спросил фермер с шестью цыплятами.
— Вы это увидите, — заверил его незнакомец.
Вскоре так и случилось.
* * *
Предположим, что население и ежегодное производство в следующем году останется точно таким же, каким было, — и что, как вы думаете, должно случиться? Помните: одиннадцатый круг никогда не был создан. А потому суть в том, что каждое одиннадцатое семейство должно потерять все круги — даже если каждый его член старался вести свои дела хорошо, — чтобы добавить одиннадцатый круг каждому из десяти других семейств.
И однажды, когда шторм угрожал урожаю на поле одной семьи, былые друзья не пришли на помощь. Потом не помогли еще кому-то… А в итоге, помимо того что действительно ускорился товарооборот — ведь круги было намного удобнее обменивать в рыночные дни вместо цыплят, — новая игра вызвала неожиданный побочный эффект. Она быстро и активно прекратила сотрудничество, которое раньше было в деревне традиционным. Вместо этого игра в деньги стимулировала систематическое соревнование на подавление между участниками, т. е. породила жестокую конкуренцию.
Вот так современная денежная система провоцирует участников экономики рыть ямы друг для друга. Здесь процент — это одиннадцатый круг, а вся история показывает его роль в процессе создания денег, а заодно и воз-действие на личную мораль участников и даже на общественную нравственность и культуру всей компании былых родственников, друзей и соседей.
Когда банк предоставляет вам ссуду в 100 тысяч долларов под заклад вашего дома, он создает деньги только в этой же сумме. Однако он ожидает, что вы в течение последующих двадцати лет выплатите ему 200 тысяч долларов. Если вы этого не сделаете, то потеряете ваш дом. Ваш банк не создает процент; он посылает вас в мир бороться против всех и каждого, чтобы получить вторые 100 тысяч долларов. Так как все остальные банки делают то же самое, система требует, чтобы некоторые участники обанкротились, и тогда вы получите эти 100 тысяч долларов.
Короче говоря, когда вы выплачиваете процент по вашей ссуде, вы опустошаете чей-то счет. Другими словами, фокус в том, что для функционирования системы банковского долга следует создавать деньги с дефицитом, а людей вовлекать в конкуренцию за новые деньги — которые никогда не были созданы! — и штрафовать их банкротством, если они не преуспеют.
[…] Ростовщичество же имело действительно пагубное влияние, если мы говорим о временах, когда деньги были банально ограничены количеством золота на планете. Сейчас, на самом деле, такой проблемы нет, так как их можно просто допечатать (читай — увеличить долг), таким образом создать «одиннадцатый круг». […]