Должны ли мы быть капиталистами, коммунистами или социалистами?
Это ложная трихотомия!
Сегодня мы покритикуем капитализм — не потому, что коммунизм или социализм были бы лучше (нет!), а потому что именно капитализм стал господствующей Маммон-номикой нашего времени.
Я хорошо помню, как впервые влюбился в капитализм. Мне было лет тринадцать, я учился в восьмом классе. Мой класс участвовал во всенациональном соревновании по выбору акций. Целыми неделями я изучал инвестиционный раздел газеты Toronto Star, сам себе преподавал азы — от рыночной капитализации до коэффициентов P/E и всего этого безумия. Остальные ученики выбирали акции наугад, а я пытался быть стратегом, насколько позволял мой досетевой тринадцатилетний мозг. Поставил почти всё на Barrick Gold — не помню почему, кажется, ожидалось какое-то слияние. Наступил день подведения итогов… и меня безжалостно обошли те, кто просто тыкал пальцем в небо. Было досадно и обидно. Я продолжил следить за акцией. Весной она почти удвоилась! В моём виртуальном портфеле оказалось бы “фейковое авто”.
Сколько раз я слышал: “Капитализм — лучшая из возможных систем”. Это так грустно слышать: люди купились на обман. Они явно не читали и не вникали в библейские принципы, лежащие в основе куда более справедливых экономических моделей. (А может, читали, но им удобно этого не замечать.)
Что такое капитализм?
Капитализм — это экономическая система, в которой частные лица владеют и контролируют средства производства, движимые жаждой прибыли и свободной конкуренцией.
(В коммунизме всем владеет государство. В социализме — смесь частного и государственного.)
Когда возник капитализм? Говорят, капитализму всего несколько столетий, его отсчитывают с появления Голландской Ост-Индской компании в XVII веке. Но на самом деле ещё с незапамятных времён сильные мира сего заявляли частную собственность, контролировали средства производства, стремились к выгоды и конкурировали друг с другом. Капитализм был всегда — от шумерских и римских купцов до средневековых ремесленников и торговцев. Экономисты называют это протокапитализмом.
Паровая машина принесла нам эпоху индустриального капитализма и великое время эксплуатации Земли и строительства. Эту эпоху быстро пожирает современный капитализм в форме финансового или акционерного капитализма. Теперь через фондовые рынки и частные пакеты акций инвесторы владеют не только предприятиями, но и политикой, ставя максимизацию акционерной стоимости выше всего сущего: выше человеческого достоинства, прав коренных народов, защиты работников, здоровья, беднейших, чистой воды, воздуха, демократии — чего угодно.
Вот одиннадцать причин, почему капитализм — ни морально, ни математически неустойчивая система, а напротив, крайне опасная:
1. Капитализм основан на эгоизме
Главный постулат капитализма: каждый преследует свои интересы.
Позвольте процитировать книгу, якобы посвящённую библейской экономике, написанную двумя христианскими экономистами:
“Человек делает себя и окружающих богаче, преследуя свою личную пользу”.
Вам это кажется верным? Я сразу подумал: “А где доказательства?”
Вместо аргументов из Писания авторы подкрепили свою ложь ссылкой на Энлайтмент-деиста Адама Смита, крестного отца капитализма, который вздумал верить в некую “невидимую руку”, якобы превращающую индивидуальный эгоизм в благо для всех. Вот что пишет Смит:
“Стремясь к своей выгоде, [человек] нередко способствует и обществу… и не из доброжелательности, а из заботы о собственной выгоде”.
Это возмутительно для любого, кто ещё хранит добрую волю. Смит уверял, что если каждый будет плыть к личной выгоде, неведомая рука приведёт всё общество к процветанию, благо даже против воли. Звучит как магическое мышление! Кто всерьёз верит, что эгоизм — лучшая стратегия для общества?! На самом деле “невидимая рука” Смита — отнюдь не ангел, а бес алчности.
Пугает вот что: акционеры так перекроили мир, что #1 вопрос каждого — “Что мне с этого? Почему это выгодно мне? Какой я получу доход?” Мы почти забыли настоящие главные вопросы: “Это приближает истину, справедливость, реальность? Это делает мир лучше? Это любовь?”
2. “Рынок” — это место, где властвуют те, у кого ресурсы, и у кого всегда есть рычаги влияния и принуждения
Свободного рынка не бывает там, где земля и ресурсы монополизированы: у покупателя нет шансов. Потому у арендодателя всегда преимущество над съёмщиком, у банкира — над заёмщиком, акционеров — над работниками, корпораций — над клиентами. У арендодателя все дома, у банкира все деньги, у акционера все фабрики, у корпорации все товары. Монополия ресурсов — всегда проигрышная позиция для покупателя.
3. Капитализм строится на спросе и предложении
Повышать цены, когда потребность сильна, — это греховно и социопатично. Капитализм прямо поощряет искусственное сдерживание предложения и раздувание спроса: не строить жильё на фоне массовой иммиграции или скупать конкурентов и закрывать их. Итог — чудовищная бедность для одних и лишние затраты для всех.
4. Капитализм приватизирует прибыль, а убытки (затраты) перекладывает на других
Экономист Артур Пигу заметил: когда производство чего-либо приносит вред обществу, рынок будет производить этого ещё больше! То есть капитализм способствует тому, чтобы многие богатели, нанося ущерб другим. Пример: индустрия сигарет, массовый перерасход ресурсов, загрязнение морей и наших тел микропластиком.
5. Капитализм создает то, что приносит максимум прибыли, а не максимум пользы
Миллионы людей ежегодно умирают с голоду потому, что производить полезную пищу невыгодно, а на предметах роскоши можно заработать состояния. Желания богачей возводятся в абсолют, а нужды бедных игнорируются. Инвесторы выбирают не нужное, а прибыльное. Если выгоднее инвестировать в оружие, чем в здоровую пищу для бедных — будут делать оружие. Если выгоднее строить унылые многоэтажки для сдачи в аренду, чем удобные доступные дома для местных — будут строить многоэтажки.
Экономика — это распределение ресурсов. В капитализме главное — доход акционеров. В идеале ресурсами должны бы управлять любовь, справедливость, забота о бедных и здоровое творчество.
6. Капитализм стремится максимизировать прибыль акционеров, а не качество для потребителя И не стремится ни снижать цены, ни увеличивать количество продукции. Эта система о себе, для себя, олицетворение Маммона. Акционеры на первом месте. Поставщики, рабочие, покупатели — на последних.
7. Акционерный капитализм — это финансовая колонизация: захват ресурсов ради их дальнейшего выкачивания Вспомните Ост-Индскую компанию. Первая в истории транснациональная корпорация. Первая — и величайшая — колониальная сила в Азии. Следом пришла английская. Вся Индия со сотнями миллионов жителей управлялась советом директоров из Лондона.
Шероховатости этого финансового колониализма не миновать. Выкачивание общих ресурсов и труда ради личной прибыли всегда заканчивается катастрофой: вспомним Древний Рим, Францию до революции… Это математика: если всё подчинять “ещё”, а не “достаточно”, общество обречено. Капитализм — культ вечного роста, метастазирующий как рак.
8. Капитализм ценит только тот труд, который даёт максимальный доход акционерам — а не тот, что нужен человеческому благополучию
Потому банкиры и управляющие фондами получают в сто раз больше фермеров и строителей. Попробуй прожить без банкира — можно. А без еды и крыши — никак.
Нам внушают: кто получает больше, тот пользы принёс больше. Это явная ложь. Богатейшие люди мира стали таковыми не благодаря труду, а благодаря захвату активов. Ни один миллиардер не заработал своё состояние честно: как бы выглядела “капитализация” Безоса или Маска без сотен тысяч рабочих, создавших Tesla и Amazon? Никто бы о них не слышал. Если бы не было этих гигантских корпораций, все эти рабочие всё равно имели бы работу — вероятно, лучше оплаченную и в человеческих условиях.
Хотя это — тема для отдельного разговора. Истинная ценность не совпадает с тем, что дорого Маммоне: капитализм превозносит только то, что увеличивает богатство акционеров.
Где место для милосердия к бедным, вдовам, сиротам, заключённым, страждущим? Акционеру это не нужно и невыгодно.
Как будто всё это не сводится к одной простой схеме: банкам выгодно давать деньги правительствам, чтобы те платили корпорациям за производство оружия… чтобы убивать.
Всё поощряется так, будто убийство — просто бизнес.
9. Капитализм оценивает всё исключительно с точки зрения капитала
Каждому человеку и каждой вещи — бирка с ценой. Всё превращается в товар, который можно купить-продать, никакой щедрости, благодарности, совместного служения и доверия.
10. Цель капиталиста — только приумножить капитал
Поэтому такая одержимость низкими налогами и борьба с социальной поддержкой обездоленных. Капиталист говорит своими поступками: “Пусть их эксплуатируют или пусть умирают. Не можешь создавать прибыль — не нужен. Приносишь убытки — ты обуза, а не часть человечества”.
Многие видят надвигающуюся катастрофу: капитализму нужен только тот труд, что приносит акционеру выгоду. Но технологи-капиталисты спешат заменить человеческий труд искусственным интеллектом и роботами. Что будет, когда люди перестанут быть “выгодны экономике”? Проигнорировать сотни миллионов пострадавших — любимая стратегия капитализма, который любит говорить: “В долгосрочной перспективе технологии создадут больше рабочих мест, чем уничтожат”. Но уверены ли мы, что это сработает, если машина сможет делать буквально всё лучше человека?
И продолжать можно долго. Как видите, каждая ключевая черта капитализма — противоположность тому, что ведёт к всеобщему благу.
Капитализм, коммунизм и социализм — все они несут в себе ядовитую пилюлю, делающую их неприемлемыми для здравомыслящего человека.
Нам нужен другой путь.