По официальным украинским оценкам, в настоящее время за рубежом проживает до 650 000 украинцев призывного возраста, способных пройти военную службу. Эти люди могут быть готовы сражаться на фронте практически в одночасье. Они составляют значительную часть наиболее ценной трудовой иммиграции во многих странах, в том числе и в Польше. В нашей стране сегодня проживает около 1,5 миллиона иммигрантов из Украины, часть из которых – молодые люди. Могу ли их отправить на фронт?
Хорошо известно, что после двух лет войны на востоке Украины одной из самых больших проблем для украинской обороны является нехватка солдат. Министерство обороны Украины утверждает, что для эффективной борьбы с российским вторжением необходимо дополнительно 450 000 – 500 000 военнослужащих.
Баланс военного потенциала Украины, по крайней мере на бумаге, выглядит довольно просто: все, что нужно – это изъять “иностранные резервы” и использовать для восполнения кадров на фронте. Теория налицо – практика, однако, гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Принудительный призыв украинцев в армию будет практически невозможен, в основном из-за законодательных ограничений в западных странах.
В украинском парламенте принят законо, согласно которому украинцы призывного возраста, проживающие за границей, обязаны встать на воинский учет и, соответственно, явиться в армию, если получат соответствующую повестку. В то же время в интервью британскому изданию TheTimes министр обороны Украины Рустем Умеров заявил:
“Мы хотим справедливости для всех, потому что речь идет о нашей стране. Мы направляем им приглашение. Меры, что будет сделано, если они не приедут добровольно, еще обсуждаются. Защищать свою страну и служить ей – это не наказание. Это честь”.
В интервью немецким и европейским СМИ, Bild, Welt и Politico, Умеров был более категоричен. Например, заявление для Die Welt звучало следующим образом:
“Украинцы, проживающие в Германии и годные к военной службе, должны в следующем году пополнить ряды украинской армии. (…) К тем, кто не выполнит это требование, будут применены санкции”.
Когда вокруг интервью министра поднялся ажиотаж, возглавляемое им министерство выступило с заявлением, в котором заверили, что “на данный момент” нет планов привозить кого-либо из-за границы, а это в украинских реалиях означает, что все будет как раз наоборот.
Проблема в том, что ни у кого в Украине нет иллюзий, что “иностранная мобилизация” или – как выразился украинский министр – “честь обороны” – это дело простых украинцев, которых за границу выгнала нищета и отсутствие жизненных перспектив. Таких людей много, сотни тысяч, и они снабжают рынки труда, в том числе и польский.
Новый закон о мобилизации расширяет список лиц, обязанных мобилизоваться, за счет граждан Украины, постоянно проживающих за рубежом, и предусматривает, что пользоваться консульской помощью смогут только те, кто обновит данные в ТЦК.
На практике это означает, например, что украинец, проживающий в Польше, у которого истекает срок действия паспорта, не получит новый документ от консула и не сможет расплатиться украинской платежной картой, пока не встанет на воинский учет и не укажет свое место жительства, номер телефона и адрес электронной почты, чтобы в случае необходимости ему можно было отправить повестку.
Однако шансы на его реализацию в виде принудительного возвращения в страну практически нулевые. Почему?
Во-первых, как отмечают украинские юристы, депортация беженцев по причине их призывного возраста была бы нарушением международной конвенции о статусе беженцев, которая допускает депортацию, но только из соображений государственной безопасности или охраны общественного порядка во временной стране предывания.
Кроме того, на согласие на депортацию распространяется запрет на отправку беженца в страну, где жизни или здоровью депортируемого будет угрожать опасность, то есть в раздираемую войной Украину.
Каждый случай, будь то депортация по инициативе самой страны проживания беженца или экстрадиция по запросу Украины, требующей выдать “дезертира”, должен будет рассматриваться в индивидуальном порядке судом страны, в которой проживает беженец-иммигрант. Таких уклонистов будут десятки, если не сотни тысяч, поэтому очевидно, что ни одна судебная система такой массы запросов, даже если бы очень хотела, просто не рассмотрит.
Кроме того, информация, уже поступающая из стран, где находятся украинские беженцы, показывает, что никто не намерен их депортировать, поэтому принудительный призыв украинцев таким образом невозможен.
Конечно, Чехия, которая после Германии и Польши является третьей по популярности страной трудовой иммиграции для украинских беженцев, афиширует некоторые проблемы с массовой помощью украинским мигрантам, но она просто сокращает социальную поддержку и ряд льгот, которые были предоставлены ранее, во время первой фазы войны. Желающие вернуться в Украину могут рассчитывать на субсидии на обратный проезд из Чехии.
Представитель министерства юстиции Чехии Владимир Жепка, напротив, заявил, что его страна не будет выдавать уклонистов от военной службы, поскольку международное право запрещает выдачу за отказ от военной службы, дезертирство или отказ подчиняться приказам. Таким образом, принудительный призыв украинцев в Чехии исключен.
Министерство юстиции Германии высказалось по этому поводу однозначно. При этом его глава Марко Бушманн отметил, что, поскольку граждане Германии не обязаны проходить военную службу, тем более не стоит ожидать каких-то мер, принуждающих граждан других стран проходить военную службу.
Как сообщает таллиннский портал portal.ee, в конце декабря руководитель Департамента пограничной и миграционной политики МВД Эстонии Янек Мяги сообщил, что Украина не обращалась к правительству Эстонии по поводу возможной помощи в реализации планов по мобилизации резервистов.
В то же время он отметил, что “у Украины нет юридических оснований требовать от нас передачи таких граждан, и у нас нет оснований передавать их”. Тем не менее, он признал, что у него были обсуждения с украинским послом по этому вопросу, что свидетельствует о попытках украинской стороны прозондировать эту тему.
Сложный выбор для молодых украинцев
Без принятия механизма депортации призывников странами, где живут молодые украинцы, новые, более ограничительные украинские законы не имеют шансов быть реализованными. Они могут оказаться даже контрпродуктивными, причем в долгосрочной перспективе, поскольку любой здравомыслящий украинец, уклоняющийся от призыва в армию, поставленный перед выбором: отправиться после войны в украинскую тюрьму или навсегда остаться за границей и таким образом избежать отбывания срока за игнорирование призыва к оружию, выберет последний вариант.
Во-вторых, даже если бы какая-либо страна решила депортировать украинцев призывного возраста, весь этот процесс все равно пришлось бы обеспечивать с технической стороны. Принудительный призыв украинцев в армию без этого был бы невозможен. И с этим возникли бы проблемы по обе стороны границы. С западной стороны – трудно представить себе облавы, упаковку “пойманных” в закрытые вагоны и транспортировку их к границе под вооруженным конвоем, поскольку добровольно они явно не уйдут.
На украинской стороне границы кто-то должен будет их впустить, и с этим тоже могут возникнуть проблемы. На украинских пограничных переходах уже проходят акции протеста, блокирующие переходы, со стороны семей мужчин, относящихся к категории лиц, освобожденных от военной службы, которым в конце декабря пограничники “по телефонному праву” запретили выезд из страны, несмотря на отсутствие предусмотренных законом оснований для такого запрета.
Поскольку это реакция на действия против людей, которым, по крайней мере формально, не угрожает призыв в армию, можно представить, что произойдет, если будут предприняты попытки насильственного ввоза людей, предназначенных для отправки на фронт против их воли.