Для тех, кто считает обвал фондового рынка (все эти обвалы, которые были и будут) каким-то значимым событием. Так вот, это не значит ровным счетом НИЧЕГО.
Фондовый рынок давно не служит первоначальной цели — обеспечению инвестиций в производственные предприятия. Он давно стал вещью в себе, породив кучу спекулятивных инструментов и превратился в инструмент злоупотребления, играя ПРОТИВ продуктивной экономики и способствуя несправедливому обогащению, монополизации и росту неравенства. Он не делает ровным счетом ничего, кроме как раздувает фальшивый показатель здоровья экономики, такой как ВВП.
У людей малообразованных есть представление о фондовом рынке, как некоем инструментом, которые поддерживает простых граждан, «инвестирующих» свободные средства в чьи-то бизнесы. Так вот — это ложь.
50% всех акций во владении домохозяйств США принадлежит 1% граждан, а 84% ценных бумаг контролируется всего 10% населения. Поэтому фондовый рынок отражает результаты класса акционеров и не играет никакой роли в жизни большинства американцев, большинство из которых не могут позволить себе сбережения в 500 долларов на экстренные случай, не говоря уже о портфеле акций, не влезая при этом в долги…
Класс богатых акционеров превратился в настоящих хищников, разрушающих климат, сообщества и планету. Об этом написаны десятки статей такого известного публициста, канадца Джареда Брока. Фондовый рынок способствовал распространению такой противоправной практики как выкуп акций.
До 1982 года выкуп акций был незаконным и классифицировался Комиссией по ценным бумагам и биржам как инсайдерская торговля. Брокеры и компании привлекались к серьезной ответственности за манипулирование ценами на акции. До тех пор, пока экс-президент Рональд Рейген, под давленим со стороны Уолл-стрит, не решил это узаконить.
Под пристальным вниманием правительства, менеджеры Уолл-стрит и генеральные директора корпораций сознательно или неосознанно раздули очередной пузырь, из которого только они извлекают выгоду, превращая фондовый рынок в схему Понци, подпитываемые корпоративной жадностью и выплачивая себе щедрые вознаграждения от фиктивного роста капитализации.
Массовый выкуп акций корпорациями — это просто узаконенная форма манипулирования ценами, которые только обогащают их генеральных директоров и акционеров. Вероятно, американцы были бы шокированы, узнав, что США теперь признаны мировой столицей отмывания денег.
Порожденный жадностью
Фондовый рынок создал паразитическую модель роста монополий на стероидах, виртуализировав понятия из реального мира. Земля стала территорией, территория стала собственностью, собственность стала ипотекой, ипотека стала ипотечным деривативом, ипотечные деривативы стали фьючерсом на ипотечные деривативы, которые, в свою очередь, превратились в дефолтные свопы. Ни одно из этих экспоненциальных слоев было бы невозможно без цифрового представления.
Компания становится акцией, а акции — деривативами — потому, что трейдеры в цифровой среде стремятся сократить время и добиться невозможной экспоненциальной прибыли. Они не хотят ждать три месяца до получения прибыли, им нужно прямо сейчас.
И так далее. Эти деривативы и деривативы деривативов гораздо более ликвидные, они способны обеспечить гораздо большую прибыль. Рынок деривативов больше, чем фондовый рынок, который уже намного больше, чем рынок реальный. К 2013 году Нью-Йоркская фондовая биржа была фактически куплена ее биржей деривативов. Мы оказались в ситуации, когда NYSE, которая уже была абстракцией рынка, была поглощена своей собственной абстракцией.
Все это сейчас оторвано от реального мира на космические расстояния и не имеет никакого смысла. Если фондовый рынок внезапно завтра обрушится или совсем исчезнет, мне будет плевать. И вам тоже. Мир станет лучше.
Мне тут пишут, что «простые рабочие тоже пострадают» — у них же пенсии в частных пенсионных фондах, которые тоже инвестируют в акции.
О простых рабочих нужно было подумать, когда в США стало законным захватывать и банкротить пенсионные фонды. Считалось, что коллективные инвестиции – это плохо. У каждого должен быть свой пенсионный счет и скормить им акции. Но проблема была очевидной. Если вы работаете 10 часов в сутки, когда вам еще управлять своим пенсионным фондом и тем более – если акции вас вообще не интересуют.
Европа ужаснулась и посмеялась этой глупой идеей. Но американские экономисты, одержимые капиталистической утопией, продолжили свои “реформы”, результатам которых стала приватизация, дерегулирование, ущемление прав на переговоры и ликвидация базовой социальной защиты – от минимальной зарплаты до отпусков, сверхурочных, профсоюзов и льгот.
Да, Социальному обеспечению принадлежит 5,3 триллиона долларов из 31 триллиона долларов государственного долга, но нужно задать важный вопрос: почему элиты создали пенсионную систему, в которой пенсии пожилых людей финансируются за счет эксплуатации следующего поколения беднеющих рабочих вместо обложения налогом тех, кто может себе это позволить?
Ответ очевиден: потому что богатые, стоящие за созданием этих налоговых правил, последние десятилетия не хотели платить рабочей силе, которую они только что стерли в пыль.