Сегодня во время тушения очередного лесного пожара опять наткнулся на пример того, насколько деструктивной оказалась идеология токсичного индивидуализма и верховенства шкурного интереса над общественным, которую нам вбивали в головы сторонники капитализма и свободного рынка. Сегодня пару “жырных” домов в несколько сотен тысяч долларов попросту не сгорели, потому что мне и нескольким простым работягам-переселенцам из Селидово удалось не дать разгореться верховому пожару. Сосны в сухом монокультурном горят как порох, и если занялась одна – при таком ветре всей окрестности вместе с постройками будет хана.
Я когда строился в Песчанке, хорошо помню сколько стоили участки в этом лесу. От 5 до 10 тыс долларов. За сотку. Мне было слишком дороговато, но и другая мысль вертелась в голове: “А если пожар?”.
Я тогда еще только учился строить и выбирать участки для жилья, но интуитивно учитывал риски. Это сейчас уже с многолетним опытом у меня есть полный чеклист. Фактически сосны в том лесу и была единственная ценность, которая легко могла в прямом смысле сгореть, что и случается довольно часто. Особенно сейчас, когда климатических кризис, засухи и ветра многократно усилились.
Пытаясь тушить огонь хвойной подстилки, роботяги неистово матерились, что хозяин такого дорогого маєтка не додумался пробить скважину для тушения пожаров, хотя бы одну на двоих с соседями. Эгоистичное мышление не сподобилось на больше, чем “вот построю домик в этом чудесном лесу, обнесу забором и буду жить как в раю!”. А что за забором – мусор, дым, нищета – пофиг. Оказалось что это так не работает. “Рай за забором не построишь” – я даже когда-то написал на эту тему статью. Покупая престижный и “золотой” в прямом смысле участок в сосновом лесу, нужно озаботиться хотя бы тем, чтобы ЭТОТ ЛЕС не сгорел. Ни на твоем участке, ни рядом, ни у соседа. В противном случае твой прекрасный дом превращается в вонючую обгоревшую избушку посреди выжженной пустыни, где не возможно ни жить, ни продать.
И вот тут мы приходим к тому, кто же должен охранять этот лес от пожара, от мусора, от вырубок? Ведь само оно как-то вопреки “законам свободного рынка” не урегулируются невидимой рукой “ко всеобщему благу”. Не говоря уже о том, что нужно было учитывать риски пожаров, наводнений, опустынивания, техногенных катастроф, если ты вкладываешь сотни тысяч и планируешь жить “долго и счастливо”.
Было понятно, что ситуация с пожарами, поджогами и засухами будут ухудшаться с каждым годом. Но местное самоуправление никак не озаботилось этим вопросом – не усилило пожарную охрану, не боролась с правонарушителями. А я озаботился настолько, что купил себе пожарную машину и выезжал на ней тушить пожары, печатал буклеты, вешал билборды, раздавал листовки и гонял нарушителей, иногда – с полицией. А всех прочих делал известными в соцсетях и подвергал их общественному осуждению. Однако, когда я носился по лесам и степям, борясь с поджогами, никто не пошевелился, чтобы помочь и поддержать. Даже те богатые буратины из местного леса, выстроившие свои дворцы на “элитных” участках.
Что нужно было бы сделать, осознав угрозы (кроме того, что избрать не-воровскую власть, которая бы направила часть общественного бюджета на защиту общественных благ и собственности) – так это создать противопожарный кооператив, объединившись с соседями и единомышленниками. А не рассчитывать, что твой лес, твой дом обязательно кто-то приедет и спасёт. Такие кооперативы и объединения другого рода были бы полезны не только в сфере противопожарной, но и других (у меня большой список), способствующих росту качества жизни в громаде. Но нет – это было странно, неудобно, затратно.
И как вам сегодня живется в ваших роскошных хатынках рядом со свалками, в мусоре, в дыму и со згарищем вместо сказочного леса? Начинаете потихоньку понимать важность общественного интереса?
Наказаны за жадность и скудоумие.
У меня уже давно нет былого задора и прыти. Устал бороться с тупостью и безразличием, бегать и затыкать дыры, и показывать, как любят говорить, “на личном примере”. Было сделано достаточно.
Еще осталось немного желания объяснять как работают нормальные социальные системы и помочь что-то построить, если об этом попросят. И позаботиться о том, чтобы ничего не сгорело вокруг меня, пока я готовлю себе убежища в более подходящих для жизни местах…