Спустя три года уже можно задуматься о том, чему нас научил Covid и что благодаря ему мы узнали о наших сообществах.
Да, множество богатых и состоятельных людей уехали в свои загородные дома, оборудовали их новым Wi-Fi, приобрели специальные премиальные учетные записи в любимых службах доставки и подписались на лучшее телевидение и аудио высокой четкости, какое только могут предложить Голливуд и Силиконовая долина. Между крафтовым пивом, Microsoft Teams и Grogu жизнь была хороша. Думаю, что во время этого междуцарствия между Covid и следующей катастрофой эти люди заняты строительством комнат отдыха, бассейнов, систем безопасности и гидропонных садов, которых им не хватало на первом этапе.
Но остальные из нас, или, по крайней мере, некоторые, узнали нечто совсем другое: силу взаимопомощи.
Несмотря на получаемые насмешки иногда от таких людей, как я), родители всех экономических классов образовывали сообщества с соседями, чтобы их дети, обучающиеся в Zoom, могли вместе делать домашнее задание или обучать своих детей на дому. Другие приносили еду соседям, поддерживали стариков. «Извините, я не могу открыть дверь, чтобы сказать вам спасибо», — кричала одна соседка через дверь всякий раз, когда я приносил ей продукты. Хотя это я должен был благодарить за удовольствие от того, что делаю что-то хорошее в темные времена.
В менее богатых районах множество мелких продуктовые магазины объединились с обществами взаимопомощи, чтобы опубликовать списки нужных людям продуктов, чтобы клиенты-волонтеры могли их купить. Во время пандемии благотворительные склады в моем районе были настолько заполнены едой, что организаторы начали раздавать ее жителям соседних городов.
Предприятия нашли способы сократить смены и рабочие недели, чтобы продолжать платить зарплаты (с медицинской страховкой) до тех пор, пока ситуация снова не наладится. Однако кооперативы добились наибольшего успеха, чем большинство других предприятий, потому что их работники и/или клиенты являются одновременно и их единственными владельцами. Кооперативы служат интересам своих членов, а не отдаленным акционерам.
Теперь, когда мы (надеюсь) выходим из коронавирусного кризиса, действительно ли мы хотим вернуться к “бизнесу как обычно”?
Устойчивость кооперативов, горизонтальных сетей, некоммерческих и других малых предприятий бросила вызов приоритетам традиционного корпоративного капитализма и роста любой ценой, доказав, что стремление к распределенному процветанию может быть лучшей долгосрочной стратегией, чем бичевание земли до смерти.
Нужно ли напоминать, как мы стали жертвами уязвимости запутанных и хрупких цепочек поставок? Сможем ли признать опасные и стрессовые условия, в которых работают простые трудяги? Пришло ли понимание того, как монополии цифровой и глобальной экономики обогащают единицы за счет всех остальных, а также общественных ресурсов планеты?
Речь не о том, чтобы стучать кастрюлями и сковородками по вечерам, привлекая внимание к этим проблемам; речь идет о переходе к экономике замкнутого цикла, со знанием того, что взаимность — это больше, чем хороший бизнес.
Это заразно.