Поляки задают справедливый вопрос: “Какого хера?” Польша стала сильной, экономически успешной социал-демократической страной потому что перестала следовать догмам и “законам свободного рынка“, выкинула либералов типа Бальцеровича (боготворимого в Украине) из польской власти и поставила во главу угла что? НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС.
Никто не рассматривает всерьез идею о том, что польский фермер должен перестать существовать, просто потому что на “рынке” вдруг появилось много украинского зерна. Ну просто “рынок” так решил. И что – теперь граждане Польши, сельхозпроизводители, обеспечивающие продовольственную безопасность должны собрать манатки и ехать искать работу в другие страны (как советовал нашим гражданам социалистический капиталист Витренко?
Никто не принимает весь этот бред про то, что государства должно быть меньше в экономике. Именно поэтому госпредприятия являются крупнейшими налогоплательщиками. Польша скупает в госсобственность авиакомпании, медиаконцерны, торговые сети. А сеть государственных заправок Orlen является крупнейшей в республике Польша. Концерн PKN Orlen — один из крупнейших в Европе нефтепереработчиков и продавцов топлива. Он владеет семью нефтеперерабатывающими заводами в Польше, Чехии и Литве и сетью из 2679 заправок в этих же странах и в Германии.
И вот сегодня поляки ставят вопрос зерна. Да, мы поддерживаем Украину, но это не повод разорять собственных граждан. Украинское зерно сегодня есть, а завтра нет. А наши фермера будут всегда.
Когда нам рассказывают “мы хотим как в Польше, мы хотим как в Европе”, агитируя за частную собственность на землю, леса и средства производства, никто на самом деле не вдается в детали. Про то, как реально обстоят дела пишут единицы, включая меня. А все остальное является банальной пропагандой – перекрученными фактами, вырванными из контекста.
“Экономика выжила благодаря тому, что нам удалось продать столько зерна” – вот этот и остальной бред нужно всегда подвергать сомнению и ставить два главных вопроса: в чем состоит НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС и есть ли в этом СПРАВЕДЛИВОСТЬ? Есть еще и третий, но я пока его не сформулировал. А пока прочитайте статью про украинское зерно, чтобы понять как мыслят поляки. И о том, как вместе с зерном мы подложили “свинью” нашим лучшим партнерам.
Компании с немецким, китайским и голландским капиталом экспортируют в Польшу зерно (сырье), получает из бюджета возмещение НДС (и.е. ведут полностью убыточную для государства деятельность), а в люблинском воеводстве перерабатывают в комбикорма, занимаясь демпингом на польском и европейском рынке. И если наши “державники” вообще не парятся вопросом “национального интереса”, то Польша спрашивает – А НАХЕРА ЭТО НАМ? Наши фермеры остаются без работы, а прибыль оседает на оффшорных счетах, у зарубежных акционеров, не имеющих к экономике Польши никакого отношения?
Так выглядит глобализация и капитализм, доведенные до абсурда.
Большая часть поступающего в Польшу из Украины зерна при ввозе не декларируется как транзитное. Хотя украинское зерно должно было проходить через нашу страну только транзитом в рамках коридора солидарности. Несмотря на это, только в этом году через пограничные переходы в Люблинское воеводство ввезено 800 000 тонн, из них всего 4 тыс. тонн отправились в третьи страны за пределами Европейского Союза.
Уже много месяцев аграриев тревожит то, что зерно из Украины затопило польские склады, в основном в Люблинском и Подкарпатском воеводствах, т.е. в районах, ближайших к польско-украинской границе. В результате цены на зерно резко упали, польские фермеры не могут продать свое зерно, потому что склады заполнены под завязку.
– Конечно, мы за помощь Украине, но не за наш счет, – говорит один из фермеров Свидницкого района под Люблином Мариуш Августыняк.
Это вообще не транзит
Люблинский воевода сообщает, что ежемесячно поездами и фурами в Люблинское воеводство ввозится 200-300 тысяч тонн зерна. Он добавляет, что этом объем не уменьшается. Лех Sprawka сообщает, что только в этом году с января по середину марта поставлено 800 000 тон. Из них всего около 4 тысячи тонн ушли дальше, за пределы Европейского Союза, т.е. в африканские страны.
Губернатор подчеркивает, что почти 80 процентов. зерно, которое поступает к нам, на входе не декларируется как транзитное. Наоборот – импортеры прямо пишут, что зерно должно поступить на склады в Люблинском районе. Как мы слышим, импортом зерна в нашу страну в основном занимаются крупные иностранные корпорации (преимущественно с немецким, китайским и голландским капиталом), которые годами ведут сельскохозяйственное производство в Украине.
Лех Справка подтверждает, что эти компании уже открыли свои склады и комбикормовые заводы в Люблинском воеводстве, на которые доставляется импортированное таким образом зерно. В результате корм, который они производят, может быть намного дешевле.
Как подчеркивает наш собеседник, корпорации пользуются тем, что зерно вывозится из Украины беспошлинно, независимо от того, идет ли оно транзитом через Польшу или остается в нашей стране. – Если бы отмена пошлин и квот касалась только зерновых, следующих транзитом в третьи страны, не было бы проблем с полными складами, – говорит Лех Справка в интервью ТОК FM.
Губернатор: Я не могу дать гарантии
Он добавляет, что сегодня нет возможности запретить импортерам беспошлинно ввозить зерно в Польшу и хранить его на границе с Украиной. Потому что это разрешено правилами ЕС.
– Если не будет соответствующих решений на уровне Еврокомиссии, я не дам фермерам из Люблинского региона 100% гарантии, что к моменту сбора урожая в этом году склады опустеют. И что это будет все равно, что покупать зерно следующего урожая, — объясняет Лех Справка.
Фермеров тревожит, что зерно из Украины не проходит проверку. По заверениям воеводы, проверки проводятся регулярно, на границе круглосуточно работают фитосанитарная и ветеринарная службы – как на автомобильных, так и на железнодорожных переходах. Однако протестировать все импортное зерно, как мы слышим, нереально. По мнению воеводы, при таком раскладе очереди грузовиков перед украинской границей наверняка доходили бы «даже до Киева».
Поэтому, по мнению воеводы, проверки не проблема — проблема в том, что зерно поступает и переполняет наши склады. Потому что может получиться так, что следующий урожай будет трагедией, ведь элеваторы будут уже полны и фермерам некуда будет продать собранное зерно.
Три сценария
По словам губернатора, есть три возможных решения. Во-первых, на уровне ЕС могут быть внесены изменения в отношении беспошлинного ввоза зерна. Дело в том, что беспошлинно могут проходить только зерновые, заявленные как транзитные за пределы Евросоюза. Второй вариант, указанный люблинским воеводой, — это закупка зерна в Украине самим Евросоюзом и транспортировка его в страны Африки (что-то вроде закупки ЕС вакцин от COVID, — предполагает воевода). – Таким образом, ЕС занял бы место тех частных лиц, которые занимаются этим сегодня, – объясняет Sprawka.
По его мнению, есть и третий путь — специальная система компенсаций. – Компенсация побудила бы занимающиеся этим компании, в том числе коммерческие, экспортировать зерно из Украины в третьи страны. Им это было бы выгодно, – поясняет люблинский воевода.
– Мы сделаем все, чтобы перевезти зерно до уборки урожая. Фермеры опасаются, что у них останутся полные склады для сбора урожая, – сказал в одном из интервью вице-премьер и министр сельского хозяйства Хенрик Ковальчик. Он добавил, что запасы зерна для реализации составляют порядка 3-4 млн тонн. Он также подчеркнул, что правительство хочет экспортировать часть зерна в рамках гуманитарной помощи – на средства ЕС и ООН.
Фермеры не до конца верят этим заверениям. – Здесь уже проблемы, потому что у многих из нас есть зерно, которое некуда продать. Нам нужно купить удобрения или средства защиты растений именно сейчас, весной. где взять средства, если наше зерно никто не покупает? Если сейчас элеваторы переполнены, будущий урожай вообще будет катастрофой, – говорит нам г-н Адам из Люблинского региона.
Фермеры утверждают, что именно польское правительство позволило украинскому зерну наводнить польский рынок. Они доказывают, что хранилища заполнены, и власти ничего с этим не делают. Об этом говорилось в среду в Ясенке под Жешувом на Европейском сельскохозяйственном форуме , во время дебатов с министром сельского хозяйства.