Со времен промышленной революции мы занимаемся оптимизацией. Мы изобрели сборочные линии, системы, системных аналитиков, роботов, телефонные линии и программу «Ни одного отстающего ребенка», где школы, которые не улучшают показатели даже для отстающих в развитии, в конечном итоге будут вынуждены закрыться из-за такой неспособности оптимизировать образование. Другими словами, оптимизация бесчеловечна.
Эта книга о пекаре, который выращивает свою пшеницу, высокую и натуральную, в отличие от товарной пшеницы, которая короткая (оптимизирована для комбайна) и очень плодородная (для оптимизации урожая). Пшеница была не просто одомашнена, но и оптимизирована.
Это и о фермере, выращивающем кукурузу. Кукуруза тоже здесь, оптимизированная с помощью ГМ-семян, устойчивых к раундапу, загрязняющая почву и водоемы оптимизированными гербицидами, инсектицидами и удобрениями. Сельское хозяйство сегодня было бы совершенно неузнаваемо для фермеров даже из прошлого века. Сегодняшние фермеры оптимизируют свои операции, играя на фьючерсных рынках, потому что это жизненно важно. Если они этого не делают — то остаются с непроданным урожаем. Это называется «оптимизировать или умереть» в современном сельском хозяйстве.
Книга рассказывает о прорывах в оптимизации, таких как математический процесс предсказания любого процесса. Она даже тратит много страниц на Мари Кондо, известную тем, что чрезмерно организовывает своих клиентов, создавая невыносимые ограничения. Мы превратили мир в место, где главный вопрос не в преимуществах для клиента: «Но как это масштабируется?»
Это стало настолько безумным, что Сэм Альтман, талисман искусственного интеллекта Силиконовой долины, считает, что «оптимизация может помочь нам избежать проблем, которые создала оптимизация».
Вот почему я говорю, что виноват капитализм.
Капитализм — это 800-фунтовая горилла в комнате. Автор не приходит к мысли, что оптимизация — это побочный продукт капитализма. Но в таком виде его не остановить. Пока есть возможность заработать больше, инженеры, дизайнеры, математики и предприниматели будут пытаться еще сильнее оптимизировать.