…Еще одна большая ложь капитализма в том, что он «эффективен». Но это явно не так, потому что капитализм приносит прибыль, которая буквально повышает стоимость всех вещей. Капитализм также не в состоянии эффективно использовать ресурсы — просто посмотрите на планету. Мы всего в нескольких поколениях от полного истощения. Ключ к тому, в чем настоящая суть капитализма, в его названии. Капитал требует отдачи от капитала, и это противоречит человеческим потребностям.
Более высокую прибыль приносит продажа пяти стиральных машин, хотя ее не обязательно иметь каждому домашнему хозяйству. Капиталы получают более высокую прибыль, взимая с вас 2 доллара за пользование стиральной машиной в жилом комплексе, когда это не должно быть и близко к этому. Но капиталистическая культура говорит вам, что вы неудачник, если живете с родителями, и что вы не честолюбивы, если не стремитесь уехать в большой город, и в итоге мы живем в одиночестве и слишком дорого платим за стирку. Это эффективно? Это единственный способ? Нет и нет. Но это выгодно.
Я думаю о том, сколько денег нужно, чтобы чувствовать себя в безопасности в капиталистической среде — иметь жилплощадь, транспорт, здравоохранение, уход за детьми, ресурсы. Нужно быть миллионером, чтобы не чувствовать себя бедняком. И тогда большая часть этих ресурсов тратится впустую. Большие дома стоят полупустыми, если они не для развлечения. В большинстве случаев автомобили пылятся в гаражах. Люди постоянно напряжены и изолированы, и у них больше проблем со здоровьем. Они тратят на уход за детьми почти всю зарплату, в результате чего несколько цифр в ВВП немного растут, но в остальном это бессмысленно.
Ничего из этого не имеет смысла. Он эффективен для увеличения капитала, но крайне неэффективен для роста человеческого счастья.
Главнейшую вещь, которую нам нужно сделать именно сейчас — это отрегулировать ВВП так, чтобы он вычитал умирающую планету из того, что мы называем «ростом», и у нас была бы реальная картина того, где мы находимся. А картина такова, что мы движемся назад, поедая свои собственные запасы уже давно, и реальный «рост» стал отрицательным, возможно, около 2000 года. Умаир Хак