Религиозные организации в Украине могут прекратить деятельность при реорганизации или ликвидации в соответствии с их собственными уставами. А если религиозная организация, являющаяся юридическим лицом, нарушила положения закона, ее деятельность могут прекратить только по решению суда.
Основаниями для прекращения деятельности в суде могут быть:
- нарушение права на свободу совести;
- нарушение обособленности церкви от государства;
- нарушение сделок, договоров на пользование государственным имуществом, переданным в пользование;
- посягательство на жизнь, здоровье, свободу и достоинство человека через проповеди или обряды;
- нарушение порядка проведения богослужений, церемоний, религиозных шествий;
- побуждение людей к игнорированию их конституционных обязанностей;
- судебный приговор уполномоченных лиц по обвинению в государственной измене.
Однако УПЦ (МП) не является юридическим лицом: религиозной организации с таким названием не существует.
«Сама по себе УПЦ (МП) не является юридическим лицом. Юридическими лицами, которые могут быть лишены регистрации, являются приходы и епархии. Руководящим центром УПЦ (МП) является Митрополия УПЦ, а это, в принципе, безликая абстрактная субстанция», — говорит митрополит ПЦУ Переяславский и Вишневский Александр Драбинко.
Вопросы с Киево-Печерской лаврой
Религиовед Дмитрий Горевой отмечал, что закон о запрете УПЦ (МП) не будет работать, поскольку его могут отказаться выполнять. В свою очередь власти могут использовать другие рычаги влияния. К примеру, отменять договоры аренды.
Так, в решении СНБО указано, что следует пересмотреть соглашения о пользовании Киево-Печерской лаврой, которая состоит из двух частей: Верхней и Нижней. Комплекс принадлежит государству, а религиозные организации пользуются им на правах аренды.
Нижняя лавра (там располагается монастырь) находится в бессрочном пользовании, а Верхняя (Успенский собор и трапезная церковь) — в краткосрочной аренде до конца 2022 года. Правительство должно определиться, продлевать ли аренду УПЦ (МП).
Православная церковь Украины (ПЦУ) уже обратилась к правительству с просьбами. Во-первых, зарегистрировать новое юридическое лицо «Свято-Успенская Киево-Печерская лавра (мужской монастырь) Украинской православной церкви (Православной церкви Украины)». Регистрация уже прошла 1 декабря. Во-вторых, передать один из храмов на территории Верхней Лавры для регулярных богослужений.
Смирнов говорит, что Минкульт в течение двух месяцев должен определить, есть ли правовые основания для расторжения договора от 2013 года о передаче части сооружений Киево-Печерской лавры в пользование УПЦ (МП). Договор может быть расторгнут в случае нецелевого использования имущества или его содержания в ненадлежащем состоянии.
«После этого можно будет рассматривать сценарии того, как отреагирует руководство УПЦ (МП). Понятно, что она никогда не согласится покинуть лавру и УПЦ (МП) как религиозное объединение никуда не исчезнет с конфессиональной карты Украины. Вопрос только в том, в какой форме он будет существовать дальше. Согласится ли митрополит Онуфрий на диалог с ПЦУ, уйдет ли в подполье?» — объясняет историк.
Связи УПЦ (МП) с россией
В мае УПЦ (МП) собирала Собор в Киеве, где провозгласила полную самостоятельность и независимость от русской православной церкви. Поэтому в самой УПЦ подчеркивают, что юридических связей с РПЦ нет.
«УПЦ, согласно всем имеющимся у нее учредительным документам, является самостоятельной и независимой, и не подчиняется московскому патриархату. Поэтому на основе этого можно сказать, что проверки, которые будут проходить, нас не касаются», — рассказал глава информационно-просветительского отдела УПЦ митрополит Климент.
Однако это не единственные связи, которые могут быть между церквями. Кроме юридического, существует церковно-каноническая связь. Его должна выявить или не выявить проверка, о которой говорится в решении СНБО.
«Пока не будет дана каноническая оценка устава и взаимоотношениям УПЦ (МП) с русской православной церковью, будет сложно говорить о запрете», — отметил Смирнов.
Проверки и мотивация к полному разрыву с РПЦ
Андрей Смирнов говорит, что в настоящее время в изменениях, внесенных в устав об управлении УПЦ, речь идет об определенном отграничении от москвы, а не о полной автокефалии. По словам историка, государство подталкивает митрополита УПЦ Онуфрия к полному разрыву с РПЦ и провозглашению автокефалии.
«Не формальному, а полному разрыва и канонических, и юридических, и административных связей с РПЦ… Да, в условиях войны нет официальных контактов между УПЦ (МП) и РПЦ. Но когда она завершится, будет ли митрополит Онуфрий продолжать участвовать в Синоде РПЦ или нет, мы не знаем», — объясняет Смирнов.
Кроме того, в определенной позиции от УПЦ (МП) требуют последние проверки СБУ на территории объектов церкви в разных областях. Правоохранители уже находили прокремлевскую литературу, в которой подвергается сомнению украинская государственность и восхваляется россия. А священники получают сообщения о подозрении.
«И УПЦ (МП) никак не отреагировала на эти факты сотрудничества своего духовенства с оккупантами. То есть церковь должна для себя решить в дальнейшем: если она будет толерантна к коллаборационизму, то государство будет реагировать в рамках действующего законодательства», — говорит Смирнов.