Вопрос тривиальный на самом деле.
Может Ленин? А может Сталин (на съезде «расстрелянных» бандуристов. Привет Вятровичу)? Или Хрущев, Брежнев…? Советская власть?
В видео представлен рекламный ролик Внешпосылторга СССР 1983 года, снятый о бандурах, в том числе, Черниговской фабрики музыкальных инструментов, построенной в 1934 году. Кем построенной в 1934 году?
Ведь были же «сталинские гонения» на украинскую этнику, как сегодня утверждают.
Ролик — блеск! Бандуры, вышиванки, шаровары, веночки. Запрещенные в СССР, да?
И представляете! После 1992 года, когда долгожданная свобода от Советской власти наступила и ветер «козацкой воли» ударил в лицо — Черниговскую фабрику закрыли.
И еще, примерно, восемь таких же предприятий.
И в развитие темы про «съезд расстрелянных кобзарей».
«Правда», 21 апреля, 1939 г.


КАК МОСКАЛЬСКАЯ ВЛАДА КОБЗАРЕЙ «РАССТРЕЛИВАЛА»
Миф об уничтожении музыкантов — носителей идеи украинства — продолжает дурить головы, украшенные кастрюлями.
Однако, открываем журнал «Дитячий рух» 1933 года. И что там? В статье рассказано о кружке юных музыкантов, которые играют на народных, струнных инструментах. Получается, что воспитывали НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ кобзарей, бандуристов и лирников. Как в головах умещается воедино бред о бессмысленном уничтожении музыкантов и факт развития направления в народной музыке, связанной с кобзарями?
http://escriptorium.univer.kharkov.ua/handle/1237075002/5590
Мирослава Бердник:
Расскажу страшную правду о «съезде расстрелянных кобзарей» и о том, как Советская власть уничтожала «украинских Гомеров, которые являются хранителями нашего национального кода, его живой исторической памятью».
Историю про т.н. «съезд расстрелянных кобзарей» мне еще в советское время рассказывал мой «кум» — бандурист из США австралийского происхождения Виктор Мишалов. Якобы НКВД в 1927 году организовал в Харькове съезд кобзарей, потом этих кобзарей и лирныков сгребли, посадили в поезд и остановив в поле, выгнали, окружили вагоны цепью энкаведешников и не впускали, пока те не замерзли и не умерли.
При Ющенко версия несколько изменилась. Стала так: кому-то из «сталинских соколов» пришла в голову идея: собрать кобзарей и лирников якобы на съезд и всех … расстрелять, а кобзы и лиры уничтожить. Съезд планировали провести еще в 1925 году, потом перенесли на 1 декабря 1927 года. Но и тогда он не состоялся. Дело в том, что еще не всех кобзарей зарегистрировала так называемая этнографическая комиссия, созданная для этого Академией наук УССР.
Вы будете смеяться, но единственными источниками о т.н. «съезде расстрелянных кобзарей» являются 2 зарубежных источника. В 1939 года в Лондоне вышла книга русского белоэмигранта Шостаковича. «В середине 1930-х годов, — пишет он, — Первый всеукраинский конгресс лирников и бандуристов был провозглашен, и все народные певцы вынуждены были вместе собираться и дискутировать о своем будущем. «Жизнь стала лучше, стало веселее», — говорил Сталин. Эти слепцы ему поверили. Они приехали на конгресс со всей Украины, из маленьких забытых сел. Несколько сотен их присутствовало на конгрессе. Это был живой музей, живая история Украины, все ее песни, ее музыка, ее поэзия. И вот почти всех их расстреляли, почти все эти жалобные певцы были убиты ».
Об этом съезде «расстрелянных кобзарей» пишет и сотрудник IRD, нанятый ОУН для написания книги «Жатва скорби» за 80 тысяч долларов Роберт Конквест:
«Популярная в народе национальная культура столетиями поддерживалась в украинском селе бардами, воспетыми Шевченко кобзарями, которые, путешествуя от села к селу, зарабатывали на жизнь исполнением старинных народных песен и переводом народных баллад. Они постоянно напоминали крестьянам об их свободном и героическом прошлом. Это «нежелательное явление» теперь было подавлено. Кобзарей созвали на съезд и, собрав их там всех вместе, арестовали. По имеющимся сведениям, многих из них расстреляли — в этом была своя логика, потому что от них было мало пользы в лагерях принудительного труда».
Здесь интерестен перенос даты уничтожения кобзарей с 1927 на 1934 год. Если изображать «мухи отдельно, котлеты отдельно», то получатся два несвязанных между собой явления. Но если следом за «искусственным голодомором» сразу подать уничтожение носителей культурной традиции, то тут как раз и можно подвести уничтожение по этническому признаку.
Самое интересное другое. Никто из живших кобзарей и исследователей кобзарского искусства композиторов не подтверждал этого события.К примеру, широко известный в свое время украинский советский исследователь искусства кобзарей и бандуристов Михаил Полотай всегда отрицал истории про уничтожение кобзарей, говорил, что это выдумки буржуазной пропаганды, съезда в середине тридцатых не было. Известный кобзарь Андрей Бобырь также говорил, что все это басни. Первое республиканское совещание кобзарей и лирников состоялась в Киеве в 1939 году. Да и другие кобзари старшего поколения, некоторых из которых я знала (Евгений Адамцевич, Александр Маркевич, Григорий Ильченко, Георгий Ткаченко), отрицали все эти истории. К слову, в 1971 году в Союзе композиторов триумфально прошел концерт этих самых, расстрелянных в 30-е годы кобзарей. Я была школьницей, а до сих пор помню то потрясающее впечатление, которое на зрителей произвел этот концерт!
Страшная правда открылась на волне перестройки, ускорения и гласности, когда Горбачев во львове призвал «давить снизу». В националистической газете «Українські обрії»в апреле 1991 года была раскрыта жуткая тайна. Сразу две.
Во-первых, кобзарей уничтожили в Харькове. Их вместе с поводырями вывезли из театра, где проходил съезд «черными воронами» на Холодную Гору. Одни говорят, что их перестреляли в тюремных подвалах, другие говорят, что вывезли поездом за Харьков и бросили в яму, а вокруг ямы стражу вооруженную поставили.
В журнале «Украинская культура» (1991, № 4) Виктор Рафальский из г. Стрый, что на Львовщине писал: «Об этой трагедии мне было известно давно, но ничего конкретного. И это смущало. И вдруг … 1956 пришлось в течение двух недель находиться в пересыльной тюрьме в Москве. Большая камера. Заключенных (политических) около сотни. Здесь судьба свела с бывшим работником НКВД, к тому времени репрессированным. Зашел разговор о событиях 1932-1933 годов на Украине. Вспомнили кобзарей. И тут собеседник просто ошарашил меня: оказывается, он имел полную информацию об уничтожении более двухсот украинских кобзарей, которых было созвано под предлогом какой-то совещания в Харьков в конце 1932 года по распоряжению сверху. Говорил он скупо — возможно, сам был причастен к этому делу. Несомненно одно: говорил правду, ибо, как бывший сотрудник НКВД, конечно, рисковал — разглашать такие тайны!
Это была своего рода прелюдия к страшного голода, который нарастал … В последующие предвоенные годы никто уже не видел на Украине ни кобзаря ».
Мне могут сказать, что в Советском Союзе кобзари-патриархи, мол, боялись за свою жизнь, поэтому и отрицали, что такое событие имело место быть, как говорят. НО ПОЧЕМУ ОБ ЭТОМ МОЛЧАЛ ВСЮ ЖИЗНЬ эмигрировавший из послевоенной Германии в США Китастый, посмертно награжденный Ющенко званием Героя, которому в «свободном мире никто не мешал раскрыть «страшную правду»? Уже одно это перечеркивает любые измышления по поводу съезда расстрелянных кобзарей», которым уже как и с голодомором, начали памятники по Украине ставить.
На самом деле ЦК ВКП (б) издало постановления: «О запрете попрошайничества», «Об утверждении репертуара в учреждениях НКО» (народного комиссариата образования), «Положение об индивидуальной и коллективной музыкант-исполнительной деятельности». Большевики боролись не с кобзарями и лирныками, а с нищенством и попрошайничеством. Кобзари ведь в большинстве — это были пожилые слепцы, которые «Христа ради» пели на базарах и ярмарках и тем зарабатывали на жизнь . Вот их пристроили в коллективы, где не было нужды попрошайничать, а получать ЗАРПЛАТУ. Вот это и назвали «уничтожением национального кода».
Одним словом, снова сплошное мифотворчество, призванное создать новую историю свидомого украинца и подготовить базу для обвинений Москвы в этноциде.