В своей книге «Технофеодализм: что убило капитализм» Янис Варуфакис предполагает, что капитализм умер, но социализм не пришел ему на смену. Скорее капитализм уступил место феодализму.
При капитализме основным двигателем является капитал. Люди, которые владеют капиталом и мобилизуют его, — капиталисты — организуют экономику и получают львиную долю ее доходов. Но так было не всегда: сотни лет в европейской цивилизации господствовала рента, а не рынок.
«Рента» — это доход, который вы получаете от владения чем-то, что необходимо другим людям для создания ценности. Подумайте j сдаче в аренду вашего дома: вы не только получаете деньги, когда кто-то платит вам за то, чтобы жить в нем, вы также получаете выгоду от повышения стоимости недвижимости в результате работы других домовладельцев, владельцы бизнеса и жители делают, чтобы сделать район более привлекательным.
Первые капиталисты ненавидели ренту. Они хотели заменить «пассивный доход», который землевладельцы получали от налогообложения урожая своих крепостных, активным доходом от огораживания этих земель и выпаса овец, чтобы получить шерсть для новых текстильных фабрик. Они хотели активного дохода — и много.
Капиталистические философы выступали против ренты.«Свободный рынок» Адама Смита не был рынком, свободным от регулирования, — это был рынок, свободный от арендной платы. Причина, по которой Смит выступал против монополистов, заключается в том, что он (правильно) понимал, что как только возникнет монополия, она становится узким местом, через которое рантье может снимать сливки с прибыли, причитающейся капиталисту.
Сегодня мы живем в раю рантье. Люди не стремятся создавать ценность — они стремятся ее захватить. В «Выживании самых богатых» Дуглас Рашкофф называет это «выходом на мета»: не создавайте услугу, просто найдите способ встать между поставщиком и покупателем. Например, как в Uber.
Автомобильные компании находятся в авангарде посткапитализма, и они понимают, что цифровые технологии — это ключ к извлечению ренты. Помнишь, когда BMW объявила, что собирается сдать тебе в аренду обогреватель сидений в твоей собственной машине?
Чтобы не отставать, Mercedes объявил, что собирается сдать вам в аренду педаль акселератора вашего автомобиля , взимая дополнительные 1200 долларов в год, чтобы разблокировать полностью функциональную кривую ускорения:
Это бизнес-модель инфекции мочевыводящих путей: без оцифровки вся стоимость вашего автомобиля текла здоровой струей. Но как только автопроизводители добавят полупроводники, каждая из этих функций проявится болезненным, жгучим потоком, и каждая кнопка на сенсорном экране будет подключена непосредственно к вашей кредитной карте.
Технофеодализм — это государственно-частное партнерство из ада на основе сочетания государственных и частных усилий. Спасение банкиров и крупного бизнеса (а не рабочих) после краха 2008 года и локдаунов из-за коронавируса разорвало связь доходов и прибыли. Благодаря государственным фондам компании тратили на миллиарды больше, чем зарабатывали, но при этом оставались невероятно прибыльными.