Как неравное распределение богатства искажает наши ценности и разум

Я не говорю, что все должны быть абсолютно равны. В любом свободном обществе возникает неравенство. Но неравенство искажает наши ценности, заставляя нас приравнивать богатство к добродетели, а бедность к пороку.

0
483

Есть известное высказывание китайского философа Лао Цзы:

— Следите за своими мыслями, ваши мысли становятся вашими словами.Каждое слово, вылетающее из вашего рта, происходит от мысли — сознательной или бессознательной. Каждый иногда может сболтнуть что-нибудь или необдуманно сказать о чем-то, чего на самом деле не было. Если мы мыслим весело, то и разговариваем мы весело. Если мы думаем о чем-то скверном, то и слова будут такими же.

— Следите за своими словами, ваши слова становятся вашими действиями.Тон нашего голоса и язык нашего тела не только соответствуют словам, которые мы говорим — будь то приятные или грубые — они также соответствуют мыслям, которые стоят за нашими словами.

— Следите за своими действиями, ваши действия становятся вашими привычками.Все привычки, которые мы имеем, создаются действиями, которые мы совершаем снова и снова. Привычки могут быть сломаны, когда мы начинаем предпринимать другие действия, которые будут формировать хорошие привычки.

— Следите за своими привычками, ваши привычки становятся вашим характером.Это то, какими нас видят другие люди. Они не могут испытать наши чувства или узнать наши мысли, они только слышат наши слова и видят наши действия и привычки, которые и определяют, кто мы есть, и что мы отстаиваем.

— Следите за своим характером, ваш характер становится вашей судьбой.Наша судьба — это наша реальность, наш мир. Каждый из нас имеет уникальное восприятие мира, в котором мы живем. Это потому, что мы сами создали его из наших прошлых мыслей. Хотя мы зачастую хотим, чтобы наше завтра отличалось от нашего сегодня, многие не получают того, чего они хотят, потому что они застряли в порочном круге, в котором делают одно и то же снова и снова, ожидая от этого других результатов.

Сейчас в каждом обществе есть маркеры социального статуса. Это внешние признаки того, что кто-то пользуется большим уважением. И в каждом обществе, с которым я когда-либо сталкивался, предполагается, что наличие этих маркеров коррелирует с наличием положительного характера.

Другими словами, хорошая судьба в понимании Лао-Цзы определяется действиями человека, но признается и одобряется нашими соплеменниками.

Кроме тех случаев, когда не одобряется…

Что, если множество людей в обществе культивируют в себе положительный характер, но не имеют вещей — материальных или нематериальных — которые, как им говорило общество, предназначены для таких людей, как они?

Именно это происходит в обществах с крайне высоким неравенством, и последствия этого для нашего психического здоровья огромны.

Я не говорю, что все должны быть абсолютно равны. В любом свободном обществе возникает неравенство. Но неравенство искажает наши ценности, заставляя нас приравнивать богатство к добродетели, а бедность к пороку.

Крайнее неравенство — это свойство эксплуататорских институтов, присваивающих себе возможности. Естественная человеческая реакция, которую люди, получающие выгоду от этой эксплуатации, списывают на «зависть» — сопротивляться. А значит, люди должны быть приучены (культурой, религией или политическим дискурсом) верить в идеологию, которая приравнивает богатство к добру.

Но именно в таком крайне неравном обществе очень немногие могут достичь большого богатства. И хотя многие могут воспитать в себе хороший характер, лишь немногие могут почувствовать вознаграждение за это.

И это несоответствие между тем, как мы хотим видеть себя, и тем, как нас видит общество, крайне отталкивающе. Мы отчуждены от других, от людей, чьего одобрения жаждем. Но в конечном итоге также отчуждены и от самих себя. Мы не те, кем хотим быть, и сомневаемся, что когда-нибудь сможем ими стать.

Реакция человека на это чувство отчуждения может быть обращена внутрь или наружу.

Обращенное внутрь, оно принимает форму депрессии, алкоголизма, наркомании и самоубийства.

Направленное наружу, оно включает в себя принятие идеологий, таких как расизм, национализм или религиозный фундаментализм, которые смягчают чувство индивидуальной несостоятельности, помещая человека в коллектив. Я неоднократно утверждалчто религия склонна превращаться в трайбализм, и этот исход может быть более вероятным в более неравных обществах.

Оба эти пути, внутренний и внешний, представляют собой отказ от ответственности жить как свободный, подлинный человек. Но надо сказать, что свобода, индивидуальность и даже здравомыслие не являются бинарными. Это не то, чем вы либо полностью владеете, либо не обладаете вовсе. Это вещи, которыми мы обладаем в какой-то степени.

Чем более неравноправно наше общество, чем ниже степень нашей подлинной свободы, тем сильнее наше чувство отчуждения и тем больше вероятность того, что мы, в большом и малом, пожертвуем частичкой своей индивидуальности, чтобы не чувствовать жало отвержения.

Я говорю, что неравенство сводит нас с ума, потому что неравноправные общества продвигают идеологии и ценности, которые содержат внутренние противоречия. По мере того как эти противоречия льются каскадом через сознание человека, они вызывают разрыв с реальностью, который можно исправить, поначалу, только путем самолечения или самоуничижения. Когда этого оказывается недостаточно, всегда приходит насилие…

Добавить комментарий