«Победа» в борьбе с климатическим коллапсом потребует победы над человеческими амбициями. Для этого потребуется не голливудский супергерой, а абсолютный суперзлодей.
Вот как в «Пределах роста» бескровно описывается «стабилизированный мир»:
Изменения ценностей включают повышенное внимание к продуктам питания и услугам, а не к промышленному производству. Рождаемость приравнивается к смертности, а инвестиции в промышленный капитал — к амортизации капитала.
Что это означает на практике? Это не случится само по себе, и рыночные силы не покончат с собой. «Кто-то» должен будет взять под контроль всю мировую экономику и сосредоточить ее на основных человеческих потребностях (т.е. нормированном питании и здравоохранении). «Им» придется запретить все ненужные продукты (то есть большинство из них), ввести строгий контроль над рождаемостью и полностью запретить экономический рост.
Я взял это пугающее местоимение в кавычки, потому что такое решение было бы ужасающим почти для каждого человека, особенно для привилегированных жителей Запада. То, что беспристрастно описывает Римский клуб, — это тоталитарный климатический коммунизм. Даже Мао на такое не был способен, вам понадобится Супер Мао. Вам понадобится тот, кого люди с промытыми пропагандой мозгами назвали бы суперзлодеем. Но это единственное, что спасет мир, бескровно.
Представим на секунду, как будет выглядеть эта «стабилизированная жизнь».
Что означает «изменение ценностей»? Миллиарды людей, неустанно пропагандирующие «рост» и «развитие», не собираются спонтанно менять свое мышление. Нам понадобится еще более беспощадная контрпропаганда, с еще большим напором и практическими примерами, чтобы она прижилась. То есть вам придется подавлять людей, чтобы заставить их заткнуться относительно старой модели и согласиться с новой. Понадобится, за неимением лучшего слова, культурная революция.
Что означает «акцент на еде и услугах» ? Это будет означать полностью плановую экономику, в которой любая экономическая деятельность будет строго сбалансирована с учетом потребностей планеты. Централизованное планирование, если хотите. Частную прибыль придется рассматривать как планетарную раковую опухоль и безжалостно искоренить. Это потребует расправы над множеством капиталистов и повторения этого процесса снова и снова, потому что рак распространился повсеместно.
Когда Римский клуб говорит о том, что «капиталовложения в промышленность [будут установлены] эквивалентными амортизации капитала», это плановая экономика, где «кто-то» точно знает, сколько инвестиций поступает в экономику в целом и сколько обесценивается (выходит). Этому «кому-то» придется безжалостно отбросить любую «невидимую руку», чтобы удержать нас в равновесии.
Наконец, подумайте, что значит фраза «рождения приравниваются к смертям». Если это устанавливает кто-то кроме родителей, то это явно принуждение.
Все это было бы масштабным ущемлением свобод человека, особенно ограниченной западной концепции свободы как «свободы худшего гипотетического человека делать все, что он, черт возьми, хочет».
Несомненно, такому климатическому коммунизму воспротивятся широкие слои, особенно среди высших классов, которым есть что терять. Как сказал Джон Леннон, все это достаточно легко представить, но невозможно сделать. Без сверхчеловеческой воли и силы это невозможно сделать в требуемые сроки.
По прошествии времени, человеческое общество действительно изменится. Ценности изменятся, причем кардинально. Идея бесконечного роста является исторической аномалией, странным мозговым расстройством последних 400 лет, которое сейчас достигло токсичных размеров. Ранее общества действительно жили в относительном равновесии со своей окружающей средой, и у них были сложные системы убеждений (т. е. ценностей), которые позволяли им это делать.
Когда Римский клуб запускал свое моделирование, они утверждали, что все изменения начнутся в 1975 году. Спад промышленного (т.е. капитала) будет происходить постепенно, пока не остановится в 1990 году. Обратите внимание, что все эти даты остались в прошлом. Когда они запустили симуляцию с более поздней датой начала, это не сработало. Если вы начнете климатический коммунизм в 2000 году, все рухнет. Начинать его в 2023 году еще более бессмысленно. Крах уже начался.
Масштаб перемен, необходимых для борьбы с нашими будущими проблемами, был бы явно злодейским для настоящего. Сила, необходимая для этого — сверхчеловеческой. Так что, если вы серьезно спрашиваете, как остановить климатический коллапс, то это и есть ответ. Нам не нужен супергерой, нам нужен суперзлодей. Нам нужен путешествующий во времени Супер Мао, который разворачивает тоталитарный климатический коммунизм и выбивает дерьмо из любого, кто этому противится. Это единственный способ добиться больших изменений за такое короткое время. Нам понадобится климатическая диктатура, а не та чушь, что мы делаем сегодня…