Десятки видных западных экономистов, в том числе четыре нобелевских лауреата по экономике — Франко Модильяни, Джеймс Тобин, Роберт Мертон Солоу и Уильям Спенсер Викри — 7 ноября 1990 года направили открытое письмо Михаилу Горбачеву, тогдашнему президенту Советского Союза, одной из республик которого Украины (она стала независимой страной в 1991 году).
Письмо было вдохновлено планами Советского Союза о проведении рыночных реформ, чтобы экономика страны стала похожей на экономику западных стран. Видные экономисты поддерживали эти устремления, но предостерегали от повторения ошибок западных стран, которые хотя и относительно богаты, но не так, как могли бы быть, если бы не совершали этих ошибок.
Нобелевские лауреаты по экономике и их коллеги, в частности, предостерегали Горбачева от приватизации земли. В письме они пояснили, что вместе с экономическим развитием стоимость земли будет расти (как это было, например, в Польше, когда 1 га земли в нашей стране в 1992 г. стоил 1200 злотых, а в 2021 г. – почти 50 000 злотых). Если государство сохранит за собой право собственности на землю и сдаст ее в аренду только частным лицам, оно сможет повышать арендную плату по мере роста ее стоимости.
К сожалению, процесс, от которого предостерегали нобелевские лауреаты в вышеупомянутом письме, начался очень быстро. В такой бедной стране, как Украина в 1990-е годы, земля была дешевой, и многим не хватало средств на текущие расходы. В результате за небольшие деньги начали продавать земельные сертификаты, которые покупали богатые украинцы и иностранные компании.
Чтобы этого не произошло, в 2001 году украинский парламент ввел мораторий на торговлю сельскохозяйственными землями, который приостановил 96% сделок по передаче собственности. земли в стране, т. е. 41 млн га (исключение составляли изменения прав собственности, например, в результате вступления в наследство). Целью моратория было недопущение концентрации земель, но состоятельные люди, желавшие захватить украинскую землю, нашли способ его обойти, просто стали сдавать ее в аренду.
А поскольку желающих сдать землю в аренду было много, арендная плата была низкой. И так, в 2017 году стоимость аренды гектара украинских сельскохозяйственных земель на год составляла 40 евро. Для сравнения, в Польше тогда было 213 евро (данные Евростата). Лоббисты, действовавшие от имени тех, кто хотел завладеть украинской землей, привели к принятию в 2007 году закона, позволяющего заключать долгосрочные договоры аренды, напоминающие право собственности и все же производные от римского права, т. н. emphyteusis, то есть долгосрочная, наследственная и передаваемая аренда земли.
Например, лицо, сдающее землю в аренду на основании такого договора, может продать договор аренды без согласия собственника, и он может быть расторгнут только в исключительных случаях. Украинские землепользователи хотели гарантировать себе право пользования дешевой землей до того, как цены вырастут по мере того, как страна будет становится богаче. Украинским селянам стали предлагать заключать контракты на срок до 49 лет. По разным оценкам, подобным образом было сдано в аренду от 3,4 млн га до более 6 млн га.
Крупнейший пользователь сельскохозяйственных угодий в Украине — UkrLandFarming (670 000 га). На втором месте компания «Кернел», зарегистрированная в 2019 году в Люксембурге и принадлежащая Андрею Веревскому, 19-му богатейшему человеку страны, у которого 604,5 тысячи га земли и американской частной инвестиционной компании NCH Capital (450 тыс. га). К крупным пользователям украинской земли также относятся саудовский конгломерат Continental Farmers Group (195 000 га) и французская компания AgroGeneration (120 000 га).
Но украинские плодородные земли отнимались не только у частных лиц, но и у государства. 6 ноября 2020 года Премьер-министр Украины Денис Шмыгаль представил результаты аудита земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности. По официальным данным, государству принадлежало 6,4 млн га, а после проверки оказалось, что всего 750 тыс. Не хватало более 5 млн га, т. е. около 8%. территории страны (площадь, сравнимая с территорией Словакии).
Выяснилось, что остальные были незаконно приватизированы за последнее десятилетие путем передачи небольших участков земли, не превышающих 2 га. В июне 2020 года также была проверена Государственная кадастровая система, в которой, в частности, регистрация права собственности на землю сельскохозяйственного назначения. Было установлено, что прежние органы ведомства давали бесконтрольный доступ к реестру третьим лицам, которые могли вносить в него какие-либо изменения.
Последний этап войны за украинские земли сельскохозяйственного назначения произошел за несколько месяцев до российского вторжения в Украину, и большую роль в нем играл действующий президент страны Владимир Зеленский. В 2021 году у Украины были очень серьезные финансовые проблемы. Международный валютный фонд согласился помочь кредитами на общую сумму 8 миллиардов долларов. Но главным условием его предоставления было снятие моратория на торговлю сельскохозяйственными землями в Украине.
Проблема была в том, что, согласно опросу от апреля 2021 года, 64% граждан страны были против. Зеленский решил во что бы то ни стало спасти страну от банкротства и согласился в любом случае выполнить условия МВФ. 31 марта 2021 года был принят закон, который должен был открыть рынок торговли украинскими землями сельскохозяйственного назначения с 1 июля 2021 года. С этой даты граждане Украины могут покупать и продавать землю до 100 га.
А с 1 января 2024 года к торговле будут допущены и украинские компании без иностранных акционеров, а лимит размера участков будет повышен до 10 000 га. Решение о разрешении продажи земли иностранцам должно быть принято на референдуме.
Правда, нет никаких признаков того, что он будет успешным, потому что опрос, проведенный в 2021 году, показывает, что 79 процентов украинцев против. Но сразу после вступления закона в силу появились толкования, что запрет на покупку земли иностранцами не распространяется на ситуацию, когда иностранный банк забирает украинскую землю, являющуюся залогом кредита, и продает ее на аукционе.