Инфляция в прошлом месяце в Буэнос-Айресе составила 7,7% . Всего за один месяц. Сейчас она уже выше венесуэльского уровня.
У нас были темпы инфляции от 25 до 50% в течение более десяти лет. Это длилось так долго, что теперь это свойство системы, а не отклонение.
Но все время становится только хуже – то из-за внешнего давления, такого как рост цен на газ и войны в Украине. Также из-за общей некомпетентности правительства. Уровень инфляции за последние 12 месяцев в Буэнос-Айресе приблизился к 70%, и к концу года планируется уже трехзначные цифры.
За годы, проведенные в Аргентине, я иногда думала, что в какой-то момент инфляция неизбежно должна стабилизироваться, потому что у людей просто не будет денег на еду.
Это же про спрос и предложение, верно? Базовая модель ценообразования, вероятно, главное, чему вас учат на курсе «Экономика 101».
Согласно “закону” спроса и предложения, если товара недостаточно, а спрос есть, цены будут расти. Если наоборот – цены будут снижаться.
Следуя этой логике, если цены однажды станут слишком высокими, спрос упадет. Производителям придется снижать цены, и они со временем стабилизируются, достигнув точки равновесия. Это и есть “невидимая рука рынка”, которая будет поддерживать баланс без внешнего вмешательства.
Красивая теория, не имеющая отношения к реальности.
Снижение потребления — плохая новость
Эта теория применяется для товаров и услуг всех видов, хотя не все продукты одинаковы. На некоторые товары, например на кухонную технику, спрос более эластичен, а это означает, что люди перестанут их покупать, если цена вырастет. Другие повседневные товары и продукты питания будут иметь меньше колебаний, потому что людям все равно придется их покупать.
Обратите внимание на другую пугающую статистику аргентинского кризиса: потребление. Несмотря на постоянные попытки правительства представить ситуацию в позитивном свете и говорить о восстановлении и росте ВВП, потребление показывает реальное влияние инфляции на кошельки людей.
И сейчас люди покупают меньше. Не только предметы роскоши с эластичным спросом, который должен снизиться, но и продукты питания. В дорогом столичном районе Буэнос-Айреса потребление продуктов питания в мае упало на 8,6%.
Мы говорим о еде. Когда люди покупают меньше еды, склоняются к более дешевым брендам, это потому, что они действительно не могут позволить.
Продолжающаяся необузданная инфляция последние годы ввергла большую часть среднего класса в нищету. Многие из оставшихся вскоре окажутся в долгах и нищете. Как эта ситуация могла не закончиться полным крахом?
Происходит взвинчивание цен
Экономисты любят повторять, например, что рента подчиняется закону спроса и предложения. Если люди готовы платить, цены будут продолжать расти. Но в Буэнос-Айресе, как и во многих крупных городах мира, арендная плата продолжает расти, хотя люди уже не могут позволить себе жить там.
Спрос и предложение могут создать теоретическую точку равновесия, но не точку социального равновесия. Люди не всегда могут выбирать, а продавцы не всегда снижают цены. Иногда они предпочитают, чтобы их товары стояли на полке.
Взвинчивание цен более чем реально, особенно в условиях высокой инфляции. Компании знают, что они могут поднять цены под видом инфляции, и они это делают. Это бесконечный порочный круг.
Закон спроса и предложения не работает в смертельной спирали, когда каждый пытается спасти себя.
В Соединенных Штатах и европейских странах такой инфляции, как в Аргентине, нет и, вероятно, не будет. Но уровень жизни падает гораздо быстрее, чем раньше, и люди это чувствуют.
Законы экономики — это не законы физики, потому что экономика — это социальная наука. Здесь имеет место человеческий фактор. И это неизбежно усложняет контроль над ценами.
Корпорации и монополии просто пользуются преимуществом и продолжают поднимать цены, когда нужно сохранить прибыль.
Так вот “рынок”…