У меня есть слабая надежда на то, Украина все-таки вынуждена будет реформировать свою экономику, поворачиваясь к малому бизнесу лицом, а не жопой. Не потому что «осознают ошибки», а потому что выхода другого просто нет: большая часть олигархического сырьевого бизнеса просто накрылась медным тазом, как и завязанные на них потоки. Эксплуатация украденного пост-советского наследия подошла к концу — то, что не развалилось само, было разрушено войной.
И потом, на этих предприятиях больше некому работать.
Мариуполь, который и до войны был экологическим гетто, еще долго (если не навсегда) останется безлюдным, как расположенный в нем меткомбинат.
Для все этих людей нужно будет искать новые возможности на новом месте. Чем меньше крупного бизнеса — тем меньше коррупции и воровства. Тем больше занятость, динамика и диверсификация экономики. Это потребует совсем других подходов.
Надеяться на то, что олигархи будут отстраивать города и модернизировать предприятия, не стоит — они никогда этого не делали. Ведь крадешь чужое, а вкладывать приходится уже «свое». Скорее всего большая часть их них скатится до банального «выкопать и продать» уже безо всякой переработки.
Поэтому у Украины два пути — либо «дикое поле», где каждый копает и рубит и вывозит то, до чего смог дотянуться. Либо кардинальная смена экономической модели — строительство устойчивой, диверсифицированной экономики, основанной на предпринимателях и малом бизнесе.