Алексей Кущ пишет:
О крахе экономической стратегии и индивидуальных жизненных стратегий сильных людей.
Недавно прочитал одну историю о том, как в киевском гудвайне встретили собственника крупнейшего агропредприятия Черниговщины.
Герой Украины, 83 года, огромное предприятие, элеватор на 0,5 млн, сотни работников и даже пятикилометровый канал до ближайшей реки для прохождения барж.
Экспорт кукурузы десятки лет.
Сейчас продукцию нельзя ни вывести, ни продать, логистика не работает, закупочные цены ниже себестоимости, государство ничем не помогает, людям нечем платить зарплату.
“Видимо я родился не в той стране, дело всей жизни погибает”, – говорит сильный человек.
А теперь представим себе, что вместо кукурузы, предприятие выпускает биоэтанол, а сопутствующий шрот идет на производство комбикормов и рядом коровники и свинофермы.
А рядом с ними – производство мяса, сухого молока и консервной продукции.
И уже нет всех этих проблем с логистикой: биоэтанол вывозят спиртовозы, фуры – мясо и сухое молоко с консервами.
И даже если не вывозят, эта продукция может храниться достаточно долго.
Примерно та же ситуация и во всей стране: зерно, которое может сгнить на полях и привязка к портам, которая сейчас становится удавкой в руках Путина.
А ведь могли цистернами отправлять в ЕС биоэтанол, биодизель, комбикорма, соевый белок, лецитин, продукты переработки.
…
И тут впору упрекнуть государство и сильных людей в глупости и недальновидности. И это будет неправильно.
Сильные люди были умны, поэтому и создали свои личные империи.
Но так работают налоговые и регулятивные стимулы.
Если государство, возмещая по 4 млрд дол НДС в год экспортерам сырья, дотируя низкие тарифы на УЗ и в портах, создает максимально комфортные условия для сырьевого экспорта, никто не будет заниматься более сложным бизнесом.
Я много раз беседовал с бизнесменами в рамках различных стратегий развития о том, почему они не занимаются переработкой.
И этот вопрос вызывал у них смех.
Они говорили:
“у меня сезонная рентабельность 50-70%, низкие капитальные инвестиции, умеренные операционные и огромный кеш-флоу.
Бизнес – цикл – до года.
Зачем мне лезть в OPEX (операционные расходы) и CAPEX (капитальные затраты) при трудно прогнозируемом кеш-флоу в переработке, где пятилетние бизнес-циклы, затраты на маркетинг, инжиниринг и продвижение продукции на чужих рынках, при том, что свой рынок, правительство не защищает.
Зачем мне менять 50% на 10-15% с еще более высоким порогом рисков?
Если я просто отдал зерно международным трейдерам, а они уже сами вывезли его и продали. А государство еще мне и 20% НДС возместит”.
А если смотреть в корень, резонно задуматься зачем вообще нужны сырьевые “эффективные частные собственники” для страны.
Раньше с этим прекрасно справлялись колхозы: посадить и собрать много ума не надо. А переработка и диверсификация создавались административно-командным способом. И надо отдать должное – эта сфера была намного более развита, и прекрасно справлялась.
Старик-председатель получал бы зарплатку, а вся прибыль поступала в бюджет, а не его личный карман. Посмей он посмеяться над требованием партии строить фермы, перерабатывающие предприятия, детсадики, базы отдыха или дороги, сразу пошел бы нахер, или на Колыму.
Как частный собственник, он ничего не создал. Он паразит. Приватизировал элеватор, разрушил экосистему реки, ограбил пайщиков, коррумпировал местную власть, выдавил конкурентов. Работает исключительно на импортной технике, посадочном материале и химии. По импортным же методикам. Эксплуатируя при этом общественное достояние – землю, воду, экосистемы, перекладывая издержки на будущие поколения. Результат его жизни – роскошный МАВЗОЛЕЙ, где упокоится его бренное тело.
Поэтому частных собственников надо не “регулировать”, от них нужно избавляться, возвращая сырьевые сферы и цепочки государству, вместе с землей. А частным собственникам отдать те, где нужны реальные инновации.
Вячеслав Горобец