Махно и архетипы украинцев

0
860

Говоря о традиционных архетипах украинцев, чаще всего вспоминают запорожских казаков. И не удивительно – это очень яркий промо-образ, который выглядит экзотично, привлекательно, и льстит национальному самолюбию. Но не будем забывать, что даже рядовые казаки составляли небольшой процент от всего населения, были своеобразной элитой, профессиональными воинами, чаще всего оторванными от производительного труда, с соответствующим образом жизни и не могут иллюстрировать весь народ.

Обычный же украинец больше интересовался хозяйством, чем воинским делом, но когда приходила нужда, даже в самые темные времена был готов отстаивать свое с оружием в руках. Украинцы никогда не были массой, покорно обслуживающей интересы верхушки – во все времена даже простые крестьяне старались как-то влиять на исторические события, в которых они вынуждены были существовать. Самый яркий пример – это армия батьки Махно.

У современных украинских историков махновщина не особо в чести – батько был ярым анархистом, равнодушным к национальной идее и одинаково недолюбливавшим что УНР, что Директорию, что Скоропадского. С большевиками до поры был заключен стратегический союз, а главными врагами были белые, пытавшиеся вернуть старый порядок. После Февральской революции на территории Украины царил полный хаос, в воздухе витали самые разные идеи о перестройке общества. Махно оседлал популярную в то время концепцию крестьянского союза равноправных хозяев, где землей владеет тот, кто ее обрабатывает, все вопросы решаются на общих крестьянских сходках и собраниях, а роль всякого начальства и администрации сведена к минимуму. Это отвечало давним чаяньям большинства крестьян, и выглядело намного привлекательней того, что предлагали главные «левые» конкуренты–большевики, на словах проповедовавшие власть советов, а в реальности повсюду насаждавшие своих командиров и сосредотачивавших у себя все ресурсы, чтобы потом кормить всех из своих рук.

Популярность Махно поддерживалась еще и тем, что он не только обещал, но и делал – на «его» территории земли были отобраны у помещиков и «обобществлены» еще раньше, чем у большевиков. Воины-махновцы славились особой лихостью и даже дикостью, а иногда и откровенно бандитскими замашками, но боже упаси было тронуть крестьян или честных тружеников, разводить антисемитизм или мародерствовать на своей территории – расправа за такое была коротка. Был заключен своеобразный общественный договор – крестьяне добровольно! снабжали армию Махно и продовольствием, и лошадьми. Из крестьян большей частью формировалась и армия батьки, практически у каждого крестьянина где-нибудь в схроне сберегалось оружие, позволявшее быстро собирать-распускать по домам армию при необходимости. Будучи полноценными и независимыми членами своего микро-общества, они были максимально мотивированы защищать свое. Им было за что бороться и что терять, в отличие от грабительства белых и немцев или продразверстки красных.

К сожалению, в реалиях того времени республика Махно была обречена – ее так или иначе должна была поглотить выигравшая по итогам гражданской войны сторона. Но дух батьковской по-настоящему народной демократии еще долго пугал большевиков, как и любое стремление самим определять свою жизнь. Сегодня этот же дух заставляет сотни тысяч обычных мирных граждан и волонтеров донатить на армию и кормить своих защитников на передовой. (на фото слева – праздничные вкусняшки, приобретенные на донаты для ЗСУ).

Секрет успеха Махно

  • начал с того, что сразу раздал землю
  • при этом дал столько, сколько семья в состоянии обработать самостоятельно, без батрачества, без найма и эксплуатации, если хочещь – в коммуне, которые начали возникать. Никакой аренды, заметьте. Хочешь землю – возьми сколько можешь обработать сам. Не можешь – отдай другому
  • заклеймил позором диванных анархистов, с которыми познакомился в Екатеринославе, в клубе анархистов. Это что-то типа современного фейсбука, где собирались мастера разговорного жанра из современной интеллигенции. Он сразу отверг сотрудничество с ними, перейдя к конкретным делам
  • Создал местный профсоюз, рабочую и крестьянскую организацию, и сам же их воглавил. Профсоюз тутже добился повышение зарплаты рабочим и снижения продолжительности рабочего дня.
  • Добыл славу и звание Батьки в первлм бою. Когда батальон австрийцев загнал его отряд в лес, выгнав из села. Через время Махно контратаковал в 10 раз превосходящие силы потерявших бдительность австрийцев и разбил их
  • Бойцы армии махно были супермотивированы, и очень эффективны в местных боях
    1 знали местность
    2 быстро собирались и быстро рассеивались
    3 знали за что они воюют – за свою землю
    4 армия было добровольческой
    5 выборность командиров
    6 высочайшая мобильность

Это был и недостаток, т.к такие отряды хороши на своей земле, но теряли эффективность в боях в отдалённой местности, в наступлении.

  • заслужил популярность своим супергуманизмом. Одерживая победу, он расстреливали офицеров и чекистов, но отпускал простых бойцов, если те не соглашались примкнуть к нему.

Получил 11 ранений, из них 3 смертельных. Жил с одним легким (второе ампутировали)

Территория Махно – это территория социализма и широких свобод. Вольная советская система была децентрализованной властью, система вольных советов, максимально демократичной, где есть разные формы аграрной политики от частников до коммун, но нет помещичьих землевладений и батрачества, где действуют рабочие союзы и кооперация, рабочие советы и добровольческие войска.


Мало кто знает, что он писал стихи. Вот несколько его стихотворений:

Проклинайте меня, проклинайте,
Если я вам хоть слово солгал,
Вспоминайте меня, вспоминайте,
Я за правду, за вас воевал.

За тебя, угнетенное братство,
За обманутый властью народ.
Ненавидел я чванство и барство,
Был со мной заодно пулемет.

И тачанка, летящая пулей,
Сабли блеск ошалелый подвысь.
Почему ж от меня отвернулись
Вы, кому я отдал свою жизнь?

В моей песни не слова упрека,
Я не смею народ упрекать.
От чего же мне так одиноко,
Не могу рассказать и понять.

Вы простите меня, кто в атаку
Шел со мною и пулей сражен,
Мне б о вас полагалось заплакать,
Но я вижу глаза ваших жен.

Вот они вас отвоют, отплачут
И лампады не станут гасить…
Ну, а батько не может иначе,
Он умеет не плакать, а мстить.

Вспоминайте меня, вспоминайте,
Я за правду, за вас воевал…
(1921)

* * *

Кони версты рвут наметом,
Нам свобода дорога,
Через прорезь пулемета
Я ищу в пыли врага.

Застрочу огнем кинжальным,
Как поближе подпущу.
Ничего в бою не жаль мне,
Ни о чем я не грущу.

Только радуюсь убойной
Силе моего дружка.
Видеть я могу спокойно
Только мертвого врага.

У меня одна забота,
Нет важней ее забот…
Кони версты рвут наметом,
Косит белых пулемет.
* * *

Ответ большевику Дыбенко

Большевику не веря,
Кричали все в одно:
“Не ври как сивый мерин,
Мы все идем к Махно!”

* * *
Я в бой бросался с головой,
Пощады не прося у смерти,
И не виновен, что живой
Остался в этой круговерти.

Мы проливали кровь и пот,
С народом откровенны были.
Нас победили. Только вот
Идею нашу не убили.

Пускай схоронят нас сейчас,
Но наша Суть не канет в Лету,
Она воспрянет в нужный час
И победит. Я верю в это!

(1921)

Добавить комментарий