Китай имеет самую быстрорастущую экономику в мире с 1980-х годов. Ключевым фактором этого экстраординарного роста стала прагматичная инновационная система страны, которая уравновешивает государственное управление и ориентированных на рынок предпринимателей.
Правительство устанавливает правила, соответствующие целям государства, и может посылать сигналы инвесторам и предпринимателям через свои собственные инвестиции или политические настройки. Но в этих условиях частный бизнес преследует возможности в своих собственных интересах.
Однако свобода для бизнеса может сокращаться. В прошлом году правительство расправилось с финтех-сектором и частным репетиторством, которые, как считалось, не соответствовали целям правительства.
Китай хорошо работает по многим показателям инновационной деятельности, таким как расходы на НИОКР, количество научных и технологических публикаций, количество выпускников STEM и патентов, а также рейтинг лучших университетов.
Однако большинство этих индексов измеряют количество, а не качество.
Добавление “качества” наряду с “количеством” будет иметь решающее значение для инновационных амбиций Китая.
В прошлом политика была направлена на то, чтобы “догнать” известные технологии, используемые в других странах, но Китаю нужно будет сместить фокус на разработку неизвестных и новых технологий. Это потребует больших инвестиций в долгосрочные фундаментальные исследования и реформу исследовательской культуры
Китайские фирмы уже могут переводить сложные проекты в массовое производство с высокой точностью и непревзойденной скоростью и стоимостью. В результате китайское производство привлекает высокотехнологичные компании, такие как Apple и Tesla.
Следующим шагом является переход к интеллектуальному производству “индустрия 4.0”, согласованному с основными отраслями промышленности, перечисленными в правительственном проекте “Сделано в Китае 2025”.
Растущая мощь крупных технологических фирм Китая привела к тому, что правительство вступило в борьбу за поддержание справедливой рыночной конкуренции. Правила заставляют цифровые фирмы обмениваться пользовательскими данными и консолидировать критические “платформенные товары”, такие как мобильные платежи, в своих экосистемах.