Amazon — титан коммерции, маркетинговая платформа, сеть доставки и логистики, платежная служба, издательство, платформа для фильмов и сериалов собственного производства, ведущий хостинг облачных серверов. Вроде все круто. Но не все.
«Идиллия» оплачена тяжелым трудом, уходом от налогов и экономическими преступлениями.
Квазигосударство Amazon: лоббирование, копирование и админресурс
Amazon это почти квазигосударство: его размеры ставят корпорацию в один ряд с некоторыми государствами. Например, экспорт товаров и сырья из России в 2020 году составил 331 млрд долларов, а США — 1,4 трлн. В это время выручка, условный «экспорт», Amazon составила 386 млрд долларов.
Но не только на основании данных о выручке можно сказать, что Amazon это почти государство в государстве США. Важнее способность устанавливать свои правила при наличии действующих (а фактически не действующих) законов страны, в которой оно находится.
Что же Amazon такого делает?
Обманывает покупателей, демпингуя цены на популярные товары, в то же время поднимая цены на другие, чтобы закрыть «дыры».
Обычно ценами занимается алгоритм динамического ценообразования, который может повышать цены до неадекватных.
Но цены можно повышать и «вручную»: корпорацию уличили в сговоре с издательствами, из-за которого цены на книги выросли на 20%.Рядом идут скупка и разорение конкурентов стартапов…
Ту же тактику Amazon использует и по отношению к своим продавцам, применяя то же самое банальное «заимствование». Корпорация втупую копирует у них хорошие товары, продавая аналогичные уже от себя. Цитата:
«— Amazon запускает алгоритм по данным продавцов и поисковым запросам пользователей и находит популярный оригинальный товар, которого нет в его СТМ.
— Ищет среди товаров продавцов подходящий вариант.
— Если продавец просто перепродает товар, его блокируют, требуя предоставить документы, подтверждающие законность использования бренда.
— Пока идут разбирательства Amazon копирует товар, меняя название и элементы дизайна, и то не всегда.
— Маркетплейс запускает в производство товар и поднимает его на первую строчку в поисковой выдаче.
— Если продает производитель, ему предлагают организовать продажи через Amazon на условиях компании, все другие варианты исключены.
Amazon не стеснялся копировать товары даже у достаточно крупного продавца товаров для дома Williams-Sonoma. За что компания подала в суд, дело дошло до Федерального суда США, и стороны заключили мировое соглашение»
Слева оригинал, справа — копия от корпорации. Источник: https://oborot.ru/news/kak-amazon-prisvaivaet-tovary-svoih-prodavcov-i-zachem-potom-torguet-imi-sebe-v-ubytok-i149871.html
При этом они занимаются воровством не только у своих продавцов, но и у тех, кто у них не продается, копируя чужие товары и продавая под своей маркой ниже по цене. Пример с обувью «Allbirds».
Сюда же добавим продажу контрафакта на площадке, которой на это плевать. Например, в 2020 году суд США постановил, что Amazon виноват в том, что продал контрафактную батарею, которая взорвалась в доме у покупателя. Корпорация при этом привычно хотела все скинуть на продавцов.
Но не беспокойтесь, Amazon все равно скинет на них свои убытки. Например, накажет тех, что ставят на других площадках цены ниже……и переложат расходы на продавцов же, заставляя платить «оброк» все больше и больше.
На скрине говорится, что Amazon использует свое положение, чтобы взимать все больше сборов с предпринимателей: в 2014 году это 19%, 30% в 2018 году и в 2021 это 34%. Ссылка на отчет.
Чтобы хамское поведение сходило с рук, корпорация вкидывает миллионы в лоббирование (по-человечески это называется «взятки»). Цитата:
«Федеральные отчеты показывают, что Amazon.com Inc. лоббировала больше государственных структур, чем любая другая технологическая компания в 2018 году, и стремилась оказать свое влияние на большее количество вопросов, чем любой из ее технологических коллег, за исключением Google Alphabet Inc. В прошлом году Amazon потратила на лоббирование 14,2 миллиона долларов — это рекорд для компании, по сравнению с ее предыдущей высокой отметкой в 12,8 миллиона долларов в 2017 году.
Только 21 миллион долларов, потраченных Google на лоббирование, превзошли общую сумму Amazon. С 2012 года Amazon увеличила расходы более чем на 460% — намного быстрее, чем ее конкуренты»
Как расходы на лоббирование растут…Источник: https://habr.com/ru/post/541744/
А когда их просят вести себя не так по хамски, корпорация не чурается пользоваться админресурсом в виде губернаторов штатов, чтобы давить на неудобных людей.
На скрине говорится о том, что инспектора по безопасности несколько государственных чиновников, включая губернатора штата Индиана, вежливо попросили отказаться от расследования происшествия на складе Amazon. До этого корпорация предлагала ему «сотрудничать».
А иногда корпорация просто «тупо» и нагло давит и без админресурса, например, на Лину Хан из Федеральной торговой комиссии США.
Про технологии распознавания лиц с «ноткой» расизма для полиции можно не говорить.
Chart: MIT Technology Review Source: Deborah Raji & Joy Buolamwini Created with Datawrapper
— Ну ладно, ну можно же потерпеть, все-таки «оплот экономики», столько рабочих мест, налоги платит, все равно же польза есть?
Не совсем.
Экономия на льготах и налогах
Amazon использует лазейки в законе, которые освобождают корпорацию от налогов с продаж. Например, в 2020 году выручка корпорации составила 386 млрд, а налогов они заплатили всего 2,8 млрд долларов. В 2021 эти цифры составили 469 и 4,7 млрд соответственно.
В 2018 они вообще получили налоговых льгот больше, чем заплатили подоходного налога. Цитата:
«Amazon, for example, earned over $10 billion in income in 2018. But by taking advantage of tax credits, the company zeroed out its income taxes and earned a rebate of $129 million, according to tax filings published by the Securities and Exchange Commission»
Похоже, что отмазка «налоги большие и бедная несчастная корпорация тянет на своем горбу «неэффективных бездельников» здесь не работает?
Здесь говорится, что в этом десятилетии корпорация заплатила всего 3,4 миллиарда долларов налога на прибыль, несмотря на то, что выручка составила 960,5 миллиарда долларов, а прибыль — 26,8 миллиарда долларов. Налоговая ставка Amazon составляла 12,7%, что почти в 3 раза ниже основной в США — 35%.
Amazon с радостью берет налоговые льготы от «региональных» властей. Например, в 2017 они получили 1,2 миллиарда в виде стимулов для создания своей сети в США, а в этом году — 650 млн долларов в виде льгот, субсидий и прочих преференций. Льготы обязывают корпорацию выплачивать достойную зарплату своим работникам и обеспечивать им соцпакет.
Но почему-то, получая льготы, корпорация не выполняет условия «договора». Ведь когда работникам корпорации нужна помощь они вынуждены брать ее от государства: талоны на еду, государственное жилье и ту же медпомощь. Государственной помощью пользуются не только сотрудники Amazon, и это распространенная ситуация, к слову. Но Amazon стоит в первых рядах.
И эта ситуация, когда сотрудники корпорации вынуждены использовать продовольственные талоны от государства (SNAP), продолжается с десяток лет. Цитата:
«Когда в 2017 году Amazon предложила выделить субсидии на постройку логистического центра в округе, местные власти рассчитывали, что склад даст 2300 рабочих мест со средней зарплатой каждого в 37 000 долларов в год. Компания получила 1,5 млн в виде налоговых льгот и 5 млн на улучшение инфраструктуры. Но к тому времени, когда переговоры завершились, количество предполагаемых рабочих мест сократилось до 1000, а ожидаемые зарплаты снизили до 27 500 долларов и 24 018 долларов в год»
Но может быть сотрудники корпорации сами виноваты, что не могут обратиться к компании за помощью, а она все это предоставляет?
Не совсем.
Amazon и практически рабские условия труда
Основные деньги корпорации идут от онлайн-площадки. Например, в третьем квартале прошлого года:
«Выручка выросла на 15,3% (г/г) и составила $110,8 млрд. Доход от онлайн-магазинов составил $49,9 млрд — вырос на 3%. Выручка «облачного» направления Amazon Web Services составила $16,1 млрд — выросла на 39%. На прочее направление, включая доходы от рекламы, пришлось $8,1 млрд. Выручка растет двузначными темпами уже более трех лет подряд»
Каким трудом оплачены эти доходы? Лучше всего про это скажет Денни Кейн — автор книги «Как противостоять Amazon и почему» цитатой про условия доставки товаров по подписке Amazon Prime:
«Вы можете получить все, что угодно, отправленное в Интернете ”бесплатно“ за один или два дня. И на самом деле есть только одна компания, которая может это сделать. Они делают это, потому что готовы давить и эксплуатировать своих работников».
Эксплуатация практически как на китайских фабриках, только без агитационных лозунгов. Работники Amazon не могут обеспечить себе достойный уровень жизни: вы и сами читали, как рабочие живут в палатках, машинах, не могут купить подарки детям или поехать к врачу, чтобы родить.
Почему? Может они ленивые? Да вроде нет — работают много и под постоянным контролем. Цитата из статьи по ссылке:
«У работника есть 9 секунд, чтобы схватить и упаковать очередной предмет, цель — 300 предметов в час. Камеры следят за каждым твоим шагом, а экран спереди напоминает о моих предметах в минуту и насколько долго каждый занял времени».
Не то, чтобы контроль это плохо. Хорошо, когда компания может контролировать, например, воровство. Но когда ты вынужден ходить по делам в бутылочку, потому что иначе не успеешь выполнить план и алгоритм посчитает, что ты кандидат на увольнение, воспринимается это все как-то иначе…
А алгоритмам там есть где развернуться. Каждый сотрудник — это цифры производительности. Не укладываешься — получаешь такое предупреждение.
Не исправляешься — увольняешься.
Такие KPI приводят к тому, что уровень травматизма на складах компании в 2 раза выше, чем в среднем по стране в отрасли. В 2018 году на складах Amazon выявили 9,6 травм на 100 человек, при 4-х по отрасли. А на некоторых складах в 4 раза выше, чем в среднем по отрасли.
Интересно, что с роботизацией уровень травматизма только повышается. Когда на складе в Трейси, штат Калифорния Amazon появились роботы в 2014 году, серьезных травм стало больше почти в 4 раза: с 2,9 на 100 работников в 2015 году до 11,3 в 2018 году.
Цитата Дэвида Майклса, бывшего главы федерального управления по охране и гигиене труда, профессора школы общественного здравоохранения Университета Джорджа Вашингтона:
«Согласно собственным записям Amazon, риск производственного травматизма в центрах выполнения заказов тревожно, неприемлемо высок. Amazon необходимо внимательно изучить объекты, на которых пострадало так много работников, и либо перестроить рабочие процессы, либо заменить топ-менеджеров, либо и то, и другое, потому что такой высокий уровень серьезных травм не должен быть приемлемым для любого работодателя»
В Amazon тоже есть «эффективные менеджеры, которые эффективны, потому что они менеджеры»? Вот это сюрприз! А эффективность менеджеров заключается в том, что у них есть один шаблон: «Не нравится — вали»? Отсюда, например, увольнения складских работников в 2019 году за забастовки против в недостаточной защиты от COVID-19.
Один из участников акции в статье рассказал, что его «задержали» во время обеда сотрудник в черном камуфляжном жилете, который представился бывшим сотрудником ФБР. А потом его полтора часа допрашивали, запугивали и повесили какую-то дичь в качестве обвинения.
Знакомые методы, не правда ли?
Недавно тут одного активиста из профсоюза арестовали из-за связи с протестами таксистов и работников доставки. Эти эффективные менеджеры случайно не одни и те же курсы проходили?
Получается интересная ситуация: государство помогает сотрудникам Amazon в виде еды, жилья и медпомощи, при этом Amazon экономит на налогах, с которых должна была бы идти помощь его же сотрудникам, не забывая получать налоговые льготы. В Amazon работает почти миллион человек — это крупнейший работодатель страны (и мира, в целом), второй после Wallmart, и речь идет про сотни миллионы долларов, как видно выше.
При этом экономит на зарплатах.
Контроль зарплат и цен
Amazon — это колосс, которому законы не писаны — что хочет, то и творит. И управы на них найти трудно, ведь много лет они так делали. Ничего не мешает корпорации использовать свою позицию монополиста, чтобы ставить такие зарплаты, как они хотят.
Ни профсоюзы, ни разоблачения в СМИ, ни государственное давление. Если за все, что уже описано нет никакого наказания, то платить «не по рынку» это мелочи. (Кое-что все-таки может, но об этом позже). И говоря «не по рынку» мы имеем ввиду довольно существенную разницу.
В 2018 медианная зарплата в компании составляла 28 000 долларов в год при 40 000 по стране. По сравнению с другими технологическими компаниями это очень мало.
Источник: https://hi-news.ru/research-development/skolko-platyat-amazon-google.html
В 2021 году часовая ставка составляла уже 15 долларов в час, не по доброй воле компании, конечно. При 40 часах в неделю без праздников, но с выходными это примерно 31 000 долларов в год. При этом средняя по стране — 53 000 долларов в год, а медианная 34 000 за 2020 год.
И если вы думаете, что это все относится только к низовому персоналу, а уж «квалифицированным разработчикам нормально платят», то нет. Низкие зарплаты корпорация платит не только низовому персоналу, но и квалифицированному. Amazon платит примерно на 15% меньше, чем коллеги по отрасли и не входит в число 20 самых высокооплачиваемых технологических компаний, по данным Level.fyi.
Не платить корпорация предпочитает даже ТОП-менеджерам. Цитата:
«Insider reported on Wednesday that the e-commerce giant is facing criticism from employees over what they see as below-market pay. It’s led to contentious internal meetings and a higher-than-usual attrition rate: at least 50 vice presidents left the company in 2021, according to people familiar with the matter and Insider’s analysis»
В цитате говорится, что в 2021 году из компании ушли 50 вице-президентов. 50, Карл! Зарплаты вице-президентов составляли в корпорации 1 млн долларов в год, хотя у конкурентов в 2 раза больше!
Вместо того, чтобы платить, корпорация вешает лапшу про «миссионерство», «великую цель» и прочие бла-бла. Как обычно: «работать в нашей компании большая честь»
Но с «великой миссией» не задалось, потому что результат внутреннего опроса 2021 года показывает, что половина сотрудников, которые думали об уходе с Amazon, назвали низкую заработную плату одной из основных причин. При этом в предыдущие 3 года недовольных было меньше — треть. А все почему? А потому что деньги надо платить, а не кормить корпоративной лапшой.
Только кризис рынка труда и бешеный отток квалифицированных кадров заставил их поднять зарплату. И аж в 2 раза! О чем это говорит? О том, что деньги есть, просто жалко было отдавать.
Впрочем, все как обычно.
— Так может это потому, что если они повысят зарплаты, то цены на товары тоже вырастут? Заботятся о покупателях.
Зарплаты и цены не связаны
Нет. Низкие зарплаты никак положительно не сказываются на ценах на товары.
Выше мы уже описали, что низкие цены — это видимость. Цены корпорация ставит сама, при этом не забывая сдирать поборы с торговцев на своей площадке. Цитата сенатора Эми Клобучар, председателя антимонопольного подкомитета Сената по судебной системе.
«Важно понять, как технологические платформы могут использовать свою силу, чтобы нанести ущерб малому бизнесу и повысить цены для потребителей. В этом отчете подчеркивается, как тактика Amazon может привести к такому результату и почему Конгресс должен действовать, чтобы установить четкие правила поведения для цифровых гигантов, которые доминируют в нашей онлайн-экономике».
Цены для потребителей не связаны с ценами на работу сотрудников корпорации. Они связаны с жадностью (мы это уже выяснили на примере картельного сговора выше).
«Amazon, доминирующий игрок, стремится максимизировать свою прибыль за счет потребителей, сторонних продавцов и оптовиков. Это искусственно завышало цены на товары, препятствовало конкуренции, подавляло инновации и незаконно меняло игровое поле в свою пользу».
Это цитата Карла Расина, генерального прокурора Вашингтона, округ Колумбия. Генеральная прокуратура округа Колумбия провела расследование и обнаружила, что:
«Amazon (как компания) устанавливала розничные цены в Интернете в соответствии с положениями контрактов и политикой, которые она ранее и в настоящее время применяла к сторонним продавцам на своей платформе. Эти положения и политика, известные как соглашения о “наиболее благоприятствуемой нации” (НБН), запрещают сторонним продавцам предлагать товары на Amazon.com от предложения своих продуктов по более низким ценам или на лучших условиях на любой другой онлайн-платформе, включая их собственные веб-сайты.
Эти соглашения фактически требуют, чтобы сторонние продавцы включали высокие сборы, взимаемые Amazon, до 40% от общей цены продукта, не только в цену, взимаемую с клиентов на платформе Amazon, но и на любой другой онлайн-торговой платформе. В результате эти соглашения устанавливают искусственно завышенный уровень цен на розничном рынке онлайн-торговли и позволяют Amazon наращивать и поддерживать монопольную власть в нарушение антимонопольного закона округа Колумбия»
Amazon занимает 40% рынка e-commerce, так что выбора у предпринимателей особо нет.
Так растут поборы с продавцов с годами. Источник: Institute for Local Self-Reliance analysis of Amazon’s 10-K filings and eMarketer data.
Вот и получается, что деньги у корпорации есть, но желания их отдавать нет.
Корпорация добра и доминирования
Цитата Дэвида Сисиллайна, председателя антимонопольного подкомитета судебной системы Палаты представителей.
«Доминирование Amazon плохо сказывается на бизнесе, рабочих местах и конкурентоспособности Америки»
И так и есть, ведь какая может быть польза от корпорации, которая занимается лоббированием (взяточничеством), административным давлением на активистов, воровством идей, прессингом продавцов на свой площадке, разорением стартапов, занижением зарплат не только рабочим, но даже ТОП-менеджерам, при этом получая госпомощь и уходя от налогов?
«Оплот экономики».
Корпорация нацелена только на рост и захват рынка. Все остальное ее не интересует. В статье Лины М. Хан «Антимонопольный парадокс Amazon» в The Yale Law Journal еще за январь 2017 об этом хорошо сказано:
«Экономика рынков платформ создает стимулы для компании стремиться к росту, а не к прибыли, стратегия, которую инвесторы вознаграждают. В этих условиях хищническое ценообразование становится в высшей степени рациональным — даже несмотря на то, что существующая доктрина рассматривает его как иррациональное и, следовательно, неправдоподобное.
Поскольку онлайн-платформы служат важнейшими посредниками, интеграция по всем направлениям бизнеса позволяет этим платформам контролировать основную инфраструктуру, от которой зависят их конкуренты. Эта двойная роль также позволяет платформе использовать информацию, собранную о компаниях, использующих ее услуги, для подрыва их конкурентоспособности»
Если кратко, то в статье говорится о том, что антимонопольное законодательство в США устроено так, что бизнес попадает «на карандаш» когда вредит потребителям, например, необоснованно повышает цены. Но в большинстве случаев покупатели довольны: кажущийся демпинг, быстрая доставка, скидки, которые платформа выбивает у продавцов. Вроде и проверять нечего.
Но в долгосрочной перспективе это приводит к тому, что Amazon растет и начинает контролировать экономику. Деньги инвесторов пускаются на расширение, влияние, скупку и разорение конкурентов, лоббирование и админресурс, получение налоговых льгот и постройку дорогостоящей инфраструктуры за счет государства, что еще больше усиливает влияние на предпринимателей, которые размещают свои товары на площадке.
Похоже, что «IT-предприниматель» Безос действует по заветам «неэкологичного» Рокфеллера, что в конце 19 века занимался подкупом, мошенничеством, подлогом и демпингом цен, чтобы уничтожить конкурентов. А когда конкурентов не стало, взвинтил цены, просто потому что мог — монополист же.
Что примечательно, компания добивается отвода Лины Хан из-за этой статьи. Потому что она прямо и говорит, что монополия Amazon опасна. Она опасна уже для самого государства, потому что корпорация настолько большая, что влияет на страну, о чем мы и говорили. И далеко не в лучшую сторону.
Благодаря статье Лины Хан, которую невзлюбил Amazon и всячески старается отстранить от каких-то рычагов влияния, появился указ Джо Байдена «О развитии конкуренции в экономике США». В нем есть 72 пункта рекомендаций для профильных ведомств в части антимонопольного регулирования.
Важные из них те, что предлагают усилить антимонопольный контроль, особенно за слияниями и поглощениями, ограничить недобросовестную конкуренцию корпораций и мелких предпринимателей, и ограничить практику, при которой компании договариваются не перекупать друг у друга сотрудников, чтобы избежать роста зарплат.
Ну надо же какой сюрприз, «никогда такого не было и вот опять»….Экологичные, этичные, нетоксичные Эпл, Гугл, Интел сговорились друг с другом не переманивать сотрудников, чтобы не платить бабки. И это происходит в «благословенной Америке», «оплоте демократии, свободы и равенства» (добавьте сюда еще пропагандистских клише, которые вы слышали, читали и особенно видели в кино).
Что мешает делать то же самое Amazon? Корпорация чувствует себя как государство — ставит свои условия на правах монополиста. Сговор с «коллегами» по отрасли, искусственное занижение зарплат своих низовых сотрудников, квалифицированных сотрудников, топов, и даже бывших сотрудников, старательное сдерживание роста даже в условиях дефицита — это все просто следствие монопольного положения корпорации.
А если что, всегда можно «договориться с коллегами» и дополнительно искусственно ограничить конкуренцию между сотрудниками и компаниями и ограничить их зарплаты. Если уже даже алгоритмы научились объединяться в картели, то что мешает это делать человеку? Одному очень, очень и очень богатому человеку.