Альтернативный путь развития экономики, построенный на кооперации и сотрудничестве, а не на крупных капиталах. История Норвегии – богатейшей страны мира. О том, как она развивалась ДО НЕФТЯНОЙ ЭРЫ, подробно расписано в статье:
“Как Норвегия вопреки всему разбогатела до появления нефти”
…Сегодня есть особое слово в норвежском языке, которое называется dugnad – “добровольная работа,”что означает объединение для общего блага. Это означает вклад вашего труда для взаимной выгоды. Это то, чем занимались кооперативные организации.
Схемы кооперативного страхования часто основывались на добровольном бесплатном труде.
Сотрудничество множества людей друг с другом всегда было важно в Норвегии. Такие вещи, как кооперативы и совместные предприятия с государством, играли важную роль. Например, небольшие общины по всему норвежскому побережью строили корабли, чтобы участвовать в судоходстве, это было очень прибыльно. Весь город мог финансировать строительство корабля на небольшой местной верфи. Фермеры поставляли древесину для постройки корабля в обмен на участие в собственности. Моряки и капитаны подписывались в обмен на частичное владение. Владельцы лесопилок могли давать древесину в обмен на участие в собственности на корабль. Таким образом, если посмотреть на налоговые отчеты за этот период времени, в некоторых местах будет казаться, что почти каждый горожанин являлся совладельцем корабля.
Банковское дело было еще одним сектором, который развивался в Норвегии совсем другим путем. Отсутствие крупных капиталистов привела к тому, что банки типа кредитных союзов стали доминировать в норвежском финансовом секторе.
Гидроэлектростанции в Норвегии также часто строились через dugnad . Люди в сообществе делали взнос в строительство электростанции вместе с муниципальными и государственными инвестициями. Идея заключалась в том, что, внося свой вклад, вы и ваш город получали выгоду от производства электроэнергии.
Точно так же позже были построены телефонные сети во многих скандинавских странах. В других странах телефонные сети в основном строились коммерческими компаниями. Это тормозило расширение сетей в сельских районах, которые явно не были прибыльными. Благодаря кооперативам и дугнадам сети строились в первую очередь исходя из потребностей общества, а не ради возможностей, которые капиталист видел для получения прибыли.