И помним, что ВВП — это «мясо»

0
477

Алексей Кущ пишет:
«…И помним, что ВВП — это «мясо», которое всегда нарастет на сильном скелете в виде производительных сил экономики. «

Вообще-то нет.

Мы помним, что ВВП — это абсурдный, бессмысленный показатель, не отражающий ни здоровье, ни успешность экономики.

ВВП растет вместе с загрязнением окружающей среды. Сегодня уже невооруженным глазом видно, что страны с наибольшим ВВП не являются самыми здоровыми обществами. А упорство в использовании этих показателей ведет нас к глобальной катастрофе. Ученые предупреждали еще в 70х, но кто их слушал…

Война тоже положительно сказывается на ВВП, который не измеряет благосостояние общества или эмоциональное благополучие граждан. Он измеряет увеличение богатства. И война этому способствует.

Для ВВП не имеет значение, какой вклад создаваемое богатство привносит в жизнь общества. В этом опасность метрик. Единый показатель удобен для отслеживания здоровья нации. А как насчет того, что за ним стоит? Наблюдение за результатами без учета процесса – довольно примитивный способ измерения успешности нации.

ВВП усугубляет системные проблемы, такие как несправедливость, неравенство и корень всех проблем – усиление климатического кризиса. Чтобы решить их, нам нужны показатели, стимулирующие конструктивную деятельность, решения существующих проблем, а не создание новых.

По мере увеличения ВВП неравенство тоже возрастает. А как насчет усилий людей, которые невозможно монетизировать? А жертв войны, которые по сей день страдают физически или психологически? Как насчет добровольцев, которые рисковали своей жизнью, чтобы спасти других? Как ВВП измеряет их страдания или вклад? НИКАК.

Как сказал Роберт Кеннеди, ВВП «в целом измеряет все, кроме того, что делает жизнь стоящей». Нужна метрика, включающая три главных фактора: состояние окружающей среды, благополучие общества и развитие экономики. Создание метрики, учитывающей эти факторы может быть ключем для изменения человеческого поведения. Дэн Ариели объясняет это Harvard Business Review:

«Люди корректируют свое поведение в зависимости от показателей, на которые они опираются… что вы измеряете – то вы и получите».

Если мы продолжим полагаться на ВВП как показатель здоровья экономик, деструктивное поведение продолжится. Но если мы изменим метрики успеха, поведенческие черты, порожденные ВВП, также изменятся.

Согласно ВВП, идеальный гражданин – это тот, кто водит внедорожник, болеет раком (химиотерапия очень положительно сказывается на ВВП), разводится и ест каждую ночь. Согласно ВВП тратить 1000 долларов на семейный отдых и 1000 долларов на адвоката по разводам – тоже самое.

Экономист Марианна Маццукатто в своих замечательных книгах «Предпринимательское государство и ценность всего» утверждает, что все, что мы думаем о ценности, совершенно неверно. Мы используем такие слова, как «расходы» и «благотворительность», вместо более подходящего слова, например «инвестиции», при описании государственного финансирования, потому что не в состоянии понять нефинансовую ценность вещей. Если бы мы рассматривали государственное финансирование как инвестиции в коллективные блага, такие как безопасность, знания, качество жизни, социальная сплоченность, научный прогресс и т. Д., то лучше осознали бы их преимущества. Вместо этого, мы рассматриваем нефинансовые ценности как “бесплатное”.

Правда в том, что ВВП на душу населения ни хрена не значит. Это всего лишь цифра, которой вы можете хвастаться на национальном уровне, хотя она собирается, не облагается налогами и отчасти даже не относится к вашей стране.

Этот примитивный взгляд на экономический рост подобен программе бодибилдинга, основанном на раке. Да, у тебя распухли лимфатические узлы, и ты, блядь, умираешь. А совсем не становишься сильнее.

Как сказал Ричард Д. Вольф:

Вы судите об экономической системе по ее результатам. Капитализм США, январь 2022 года: несколько сотен миллиардеров и миллионы бездомных. Самые богатые 10% получают 52% от общего дохода, тогда как нижняя половина (50%) людей получает 8%. Это провал.

Результатом капиталистической системы, особенно в Америке, стал смертельный рак. Политическое “тело” поедается заживо хищническими затратами на здравоохранение, кредитование, образование и жилье. А в это время рак расползается по всему миру в виде бесконечных войн. И всё это дерьмо приводит к тому, что ВВП растет!

Кейнс однажды сказал, что экономическую активность можно получить, «выкопав яму в земле, а потом засыпав ее». Современные элиты превратили это в рытье могил.

Спасибо Кущу, за то что делает в это свой «вклад».


«Современный человек индустриальной эпохи считает экономический рост… синонимом прогресса и, следовательно, священен».

Книга Ричарда Дутуэйта «Иллюзия роста — как экономический рост обогатил немногих, вверг в нищету большинство и поставил под угрозу планету», впервые опубликованная в 1992 году, говорит, что рост, который разрушает природный капитал и сообщества, является ложным мерилом реальной и непреходящей ценности.

Даувейт подчеркивает, как и многие другие, что современная финансовая система должна постоянно расти, чтобы избежать краха. Но задает вопрос о том, является ли конечная цель качеством или количеством, и оспаривает предположение, что уровень жизни, основанный на уровне потребления, является синонимом качества жизни.

В опросах люди часто ставят здоровье и семейную жизнь выше потребительских товаров. Джереми Бентам известен фразой: «величайшее счастье наибольшего числа людей». Однако многие вещи, которые мы очень ценим, не могут быть оценены в денежном эквиваленте.

Дутуэйт заявляет:

«ВВП измеряет только то, что покупается и продается за наличные, игнорируя чистый воздух, чистую воду, тишину и красоту природы, самоуважение и ценность отношений между людьми — все это имеет решающее значение для качества жизни».

Иллюстрируя недостатки традиционных показателей экономического роста, Даувейт цитирует The Economist:

«Страна, которая вырубит все деревья, продаст их как щепу и профукает деньги на пустяки, становится богаче с точки зрения ВНП на человека, судя по ее национальным счетам».

Еще в 1989 году Дэвид Пирс аналогичным образом предложил в «Проекте зеленой экономики», что национальные счета должны измерять изменения в запасах экологических и природных ресурсов и учитывать потери благосостояния из-за загрязнения. Более высокий уровень потребления не обязательно означает более высокий уровень жизни.

Дутуэйт ссылается на старую аналогию:

«….если все сидящие в театре встают, чтобы лучше видеть, никто не получает никакого преимущества…..А есть еще люди, которые не могут встать…».

Он продолжает:

«Если количество рейсов аэропорта увеличится, людям, живущим рядом с взлетно-посадочной полосой, возможно, придется покупать звукоизолирующие стеклопакеты, чтобы жить нормальной жизнью. И увеличение количества рейсов, и новые окна будут регистрироваться как увеличение ВНП»!

Точно так же расчистка после разлива нефти Exxon Valdez появилась в статистике национального дохода США как увеличение ВНП. Как иронизирует Рофи Хьютинг, маяк, служащий для нас ориентиром, был построен не в том месте.

Даувейт выступает за переход в мир с более низкой энергией:

«Первой жертвой низкоэнергетического будущего станет транспорт, самый энергоемкий сектор из всех. Более высокие транспортные расходы позволили бы вновь появиться мелким производителям, работающие на местных ресурсам, снабжающие местные рынки. Это, в свою очередь, создаст большую местную, региональную и национальную автономию, обратив вспять концентрацию экономической власти, доминировавшую в прошлом веке. Какой был бы расцвет культур, сообществ и личностей!»


Нет нужды говорить о том, что мало кто из западных политиков признает, что хорошие времена закончились. Исключением может стать француз Макрон, который почти ровно два года назад открыто высказал мысль о том, что «конец изобилия» действительно не за горами. Тогда он еще не знал, что два года спустя весь Запад все еще будет находиться на скользкой дорожке затяжного упадка, ускоряясь к деиндустриализованному низкотехнологичному будущему.

Как и два года назад, в этом прискорбном повороте событий по-прежнему винят внешних врагов. Однако если понимать важность и роль энергии в экономической жизни любой страны на Земле, то становится ясно как день, что этот упадок был а) неизбежен в силу геологических причин и б) лишь ускорен реакцией на пандемию и войной экономических санкций.

Следовательно, спад начался не в 2020 или 2022 году, а годом раньше, когда добыча нефти — главного ресурса, необходимого для всего, что делает эта цивилизация, — достигла пика как в абсолютном, так и в чистом энергетическом выражении. Разумеется, ничего этого не видно в цифрах ВВП. Как экономисты, так и политики, зациклившись на этой совершенно фиктивной метрике, которая — вопреки распространенному мнению — имеет очень мало общего с экономической активностью, гораздо больше — с количеством проводимых денежных операций. Таким образом, ВВП легко исказить, взяв в долг, печатая деньги, измеряя транзакционную активность финансового сектора или просто занижая инфляцию…

Таким образом, главная экономическая метрика, используемая для руководства политикой, является абстракцией абстракций, а не мерой реальной деятельности или богатства.

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь
Captcha verification failed!
оценка пользователя капчи не удалась. пожалуйста свяжитесь с нами!