По состоянию на 2022 год вся глобальная экономика основана на принципах, описанных в одной книге, опубликованной в 1776 году. Основное убеждение автора заключалось в том, что свободные люди, которым разрешено преследовать свои собственные интересы, создадут экономическую систему, которая будет самодостаточной и саморегулируемой — результатом станет процветающее и динамичное общество.
Книга называлась «Богатство народов», а автором был не кто иной, как Адам Смит.
Смита, которого часто называют отцом экономики и капитализма, сегодня скорее можно сравнить с философом из Оксфордского университета, чем с современным экономистом из Гарварда. Каждый современный миллиардер западного мира обязан своим состоянием и своим правом владеть им — идеологии, впервые сформулированной этим шотландским профессором моральной философии.
Сегодня самые ярые сторонники капитализма с религиозным фанатизмом придерживаются идей, содержащихся в книге Смита, но что именно в ней сказано?
«Богатство народов» было второй книгой, написанной Смитом. Первая, опубликованная в 1759 году, называлась «Теория нравственных чувств» и послужила методологической основой его более поздней и более известной книги. Короче говоря, «Теория моральных чувств» исследовала, как «сочувствие» приводит к формированию морального суждения. Смит предположил, что через взаимодействие с другими люди осознают себя, свое восприятие и поведение. Согласно Смиту, обратная связь, которую мы получаем от восприятия суждений других, создает стимул для достижения того, что он называл «взаимной симпатией чувств», что, таким образом, приводит людей к выработке привычек, а затем и принципов поведения, которые формируют наши нравственные рамки.
Другими словами, Смит считал, что люди развили сочувствие друг к другу в результате социального взаимодействия, и эта концепция лежит в основе идей, содержащихся в «Богатстве народов».
Капитализм должен был заботиться
Все аргументы, приведенные Смитом в «Богатстве народов», были основаны на его вере в то, что деспотическая природа меркантилизма мешает людям и, следовательно, нациям, в которых они жили, взаимодействовать друг с другом и развивать взаимную систему симпатий. Экономическим результатом этого разрыва было то, что они не могли полностью реализовать свой экономический потенциал, что снизило общее благосостояние их стран.
Смит утверждал, что правительственные постановления, ограничивающие свободную торговлю товарами и передвижение людей, в конечном итоге препятствуют процветанию общества и, следовательно, должны быть отменены. Во времена Адама Смита золото и серебро были единственными формами валюты, поскольку не существовало центрального банковского органа, и поэтому правительства рыскали по миру в поисках этих драгоценных материалов. Кроме того, если люди хотели сделать что-то столь же простое, типа переезда из одного города в другой, им нужно было получить разрешение правительства — часто ответ был отрицательным.
Поскольку Смит считал, что для достижения взаимной системы симпатий необходимо социальное взаимодействие, он был сторонником свободной торговли между странами. В то время торговля между странами в Европе часто была под запретом, и следование этим правилам обеспечивалось высокими заградительными тарифами. Смит также критически относился к контролю заработной платы, потому что в его время контроль заработной платы всегда снижал минимальную заработную плату для рабочих и никогда не способствовал ее росту.
Проще говоря, Смит написал «Богатство народов» в ответ на безудержную эксплуатацию ресурсов, которой многие другие европейские страны занимались на протяжении веков, и, что более важно — про неспособность людей сотрудничать друг с другом ради взаимной выгоды просто потому, что правительство им в этом мешало.
Сам Смит вел скромную жизнь и отдавал большую часть своей зарплаты другим. Он никогда не был богат и не был расточителен. По иронии судьбы, после публикации популярной книги, призывавшей к прекращению государственного вмешательства во внешнюю торговлю, Смит устроился на работу комиссаром таможни в Шотландии. Через два года после публикации «Богатства народов» Смит поселился у своей пожилой матери в ее таунхаусе в Эдинбурге; он останется там до конца своей жизни в 1790 году.
Если бы Адам Смит был жив сегодня, он почти наверняка был бы яростным противником американской экономической модели. Ничто в трудах Смита не говорит о том, что он поддержал бы корпоративную модель капитализма и прославил появление элитного класса миллионеров и миллиардеров, имеющих неограниченное влияние на правительства.
Напротив, Адам Смит не был богат, и он не стремился разбогатеть, ему не нравилось общество королевской элиты и сверхбогатых людей. И он не считал, что «создание больших компаний и состояний» главная цель любого участника экономики. Смит верил в сотрудничество, взаимопонимание и мораль, а не в грубый индивидуализм и безжалостную эксплуатацию других. Адам Смит не общался с олигархами, скорее, он предпочитал компанию Дэвида Юма и Вольтера, вероятно, возненавидел бы сегодняшних евангелистов токсичного индивидуализма с их искаженным представлением о целях свободного рынка.
Для Смита вопрос об индивидуальном богатстве никогда не стоял. Свободный рынок, каким он его видел, должен был освободить людей от системы, очень похожей на ту, в ловушку которой мы попали сегодня. Людям в Америке и на большей части Запада запрещено сотрудничать друг с другом из-за того, что якобы беспощадная конкуренция является ключом к процветанию общества.
Ужасная ирония в том, что последователи этой вздорной идеологии приписывают ее человеку, который на самом деле верил, что сотрудничество и нравственность являются главными условиями процветания.
Каким бы эгоистичным ни казался человек, очевидно, что в его природе существуют некоторые принципы, которые делают его заинтересованным в судьбе других и делают их счастье необходимым для него, хотя он ничего от этого не получает, кроме удовольствия видеть это. — Смит, Теория моральных чувств, книга I, глава i.
Сочувствовать другим, сдерживать свой эгоизм и проявлять доброжелательность — это совершенство человеческой природы. — Смит, Теория моральных чувств, книга I, глава i.
Человек естественно желает не только быть любимым, но и быть прекрасным . — Смит, Теория моральных чувств, книга I, глава II.
https://koenfucius.medium.com/adam-smith-revisited-beyond-the-invisible-hand-7bd48e735681
«Все для себя и ничего для других», кажется, во все времена мира было подлым принципом хозяев человечества. — Смит, Богатство народов , Книга III, Глава IV.